При
проектировании автомобильных дорог в целях повышения экономической
эффективности строительства, расширения применения местных материалов и
снижения расхода нефтяного битума целесообразно предусматривать использование
битумсодержащих пород месторождений, расположенных в районах строительства.
Месторождения битумсодержащих пород, имеющиеся во многих районах РСФСР,
значительный резерв дорожно-строительных материалов.
Битумсодержащие
породы представляют собой осадочные горные породы, включающие битум твердой,
вязкой или жидкой консистенции.
«Руководство»
составлено на основе результатов исследований битумсодержащих пород, выполненных
Гипродорнии, с учетом имеющихся данных о наличии месторождений битумсодержащих
пород на территории РСФСР, опыте их использования и служит для применения в
практике проектирования дорог.
В «Руководстве»
рассмотрены вопросы классификации, необходимые данные геологической разведки,
рекомендуемые области применения пород, оценка их качества, требования к
битумсодержащим материалам, особенности технологии разработки, оценка
экономической эффективности использования битумсодержащих пород в дорожном
строительстве.
В
Приложениях даны рекомендуемые конструкции и расчетные значения модулей
упругости слоев дорожных одежд, устраиваемых с использованием битумсодержащих
пород, «Государственные стандарты» и «Инструкции», ссылки на которые содержатся
в «Руководстве», сведения о месторождениях битумсодержащих пород на территории
РСФСР.
«Руководство»
составлено кандидатами технических наук А.В. Руденским и Н.С.
Полосиной-Никитиной. Научный редактор-консультант - доктор технических наук,
профессор И.М. Руденская.
При составлении
Приложения учтены данные совместных исследований, выполненных Гипродорнии
(канд. техн. наук А.В. Руденский, канд. техн. наук Н.С. Полосина-Никитина, инж.
Л.В. Сидорова) Казанским инженерно-строительным институтом (канд. техн. наук
С.С. Фадеев, инж. А.Г. Хуснутдинов), Ростовским филиалом Гипродорнии (канд.
техн. наук П.П. Давыдова, канд. техн. наук Н.Г. Фридрих).
Заместитель
директора Гипродорнии по научной работе
доцент,
канд. техн. наук А.П. ВАСИЛЬЕВ
Замечания
по Руководству, пожелания и данные об их использовании просьба направлять по
адресу: Москва 109089, Набережная Мориса Тореза, 34. Гипродорнии.
1.1.
Битумсодержащие породы представляют собой осадочные горные породы, включающие
природный битум. Битумы, находящиеся в этих породах, образовались при
совместной миграции нефти и воды вследствие отделения от нефти наиболее
активных смолисто-асфальтовых веществ с примесью адсорбированных ими тяжелых
углеводородов и не связаны с образованием самих пород.
1.2.
Битумсодержащие породы в зависимости от условий использования их в дорожном
строительстве подразделяются на рыхлые и массивные.
1.3. К
массивным осадочным битумсодержащим породам относятся преимущественно породы
химического и органогенного происхождения - битумсодержащие известняки,
доломиты, а также сцементированные обломочные породы - песчаники с прочностью
более 100 кгс/см2 .
1.4. К
рыхлым осадочным битумсодержащим породам относятся преимущественно породы
обломочного происхождения - битумсодержащие пески и сцементированные
малопрочные песчаники.
1.5.
Битумсодержащие породы в зависимости от количества в них битума подразделены
на:
а)
породы с малым содержанием битума (менее 4 % по массе), б) со средним (4-14 %
по массе), в) с повышенным (14-25 % по массе), г) с высоким содержанием битума
(более 25 % по массе).
1.6.
Битумсодержащие породы включают природные битумы различной консистенции:
2.1.
Общие данные геологической разведки для промышленной оценки месторождений
битумсодержащих пород должны включать:
2.1.1.
Географические расположение месторождения, его наименование и тип.
2.1.2.
Запасы, качество, условия и формы залегания битумсодержащих пород
(геологические факторы).
2.1.3.
Литологическое строение полезного ископаемого, сведения о вскрыше и
подстилающих породах, о гидрогеологических условиях месторождения.
2.1.4.
Горно-технические условия эксплуатации месторождения.
2.1.5.
Транспортные условия, обеспечение топливом, электроэнергией, водоснабжение,
наличие населенных пунктов (экономические факторы).
2.2.
Данные геологической разведки месторождений битумсодержащих пород, используемые
для технико-экономического обоснования целесообразности разработки
месторождения и комплексного применения породы должны включать:
2.2.1.
Близость месторождения к существующим путям сообщения (железные и автомобильные
дороги, водные пути), возможность подведения железнодорожной ветки. Близость
населенных пунктов.
2.2.2.
Наличие в районе месторождения воды и энергетических баз (высоковольтных линий,
районных и местных электростанций), возможность получения электроэнергии для
производства.
2.2.3.
Глубина залегания и средняя мощность продуктивной толщи, характер контактов
полезной толщи с покрывающими и подстилающими породами.
2.2.4.
Гидрогеологические условия месторождения (наличие водоносных горизонтов, их
мощность, возможность понижения уровня грунтовых вод).
2.2.5.
Условия и форма залежей породы (жильное, гнездовое, линзовидное, пластовое и
др.).
2.2.6.
Характер и мощность вскрышных пород, их состав и свойства, возможность
промышленного использования.
2.2.7.
При наличии сопутствующих пород, таких как каменная соль, мергель, сера и др.,
возможность использования месторождения с учетом интересов других потребителей.
2.2.8.
Запаси породы в месторождении по категориям с учетом перспективы увеличения
запасов.
2.3. Данные геологической разведки месторождений битумсодержащих
пород, необходимые для оценки качества, технологии и области их применения:
2.3.2.
Физико-механические свойства породы (объемная масса, плотность, водопоглощение,
морозостойкость, прочность при сжатии - для массивных, гранулометрический
состав минеральной части - для рыхлых пород).
2.3.3.
Содержание природного битума в породе.
2.3.4.
Консистенция битума (температура размягчения и др.)
3.1.
Массивные битумсодержащие породы рекомендуется применять для производства
природно-гидрофобного щебня, дробленого песка и минерального порошка при
устройстве дорожных покрытий и оснований.
3.2.
Рыхлые битумсодержащие породы рекомендуется применять при устройстве
укрепленных и неукрепленных оснований и подстилающих слоев дорожных одежд, а
также в качестве компонентов асфальтобетонных смесей.
3.3.
Выбор рационального способа применения битумсодержащих пород зависит от
качества породы, количественного содержания в ней битума и его
консистенции.
3.4.
Рыхлые битумсодержащие породы целесообразно применять:
а) при малом
содержании в породе битума любой консистенции - для устройства подстилающих
слоев дорожных одежд;
б) при среднем и повышенном содержании в породе битума жидкой
консистенции - для устройства укрепленных и неукрепленных дорожных
оснований;
в) при
малом, среднем и повышенном содержании в породе в качестве компонентов
асфальтобетонных смесей, в том числе при твердой и вязкой консистенции битума
для горячих и теплых асфальтобетонных смесей, при жидкой консистенции битума
для теплых и холодных асфальтобетонных смесей.
3.5.
Массивные битумсодержащие породы целесообразно применять:
1) при
малом содержании в породе битума любой консистенции в качестве щебня для
устройства укрепленных и неукрепленных оснований дорожных одежд;
2) при
малом, среднем и повышенном содержании в породе битума в качестве щебня и песка
- компонентов асфальтобетонных смесей для покрытий и оснований, в том числе;
а) при содержании
битума твердой консистенции - для приготовления горячих асфальтобетонных
смесей;
б) при
содержании битума вязкой консистенции - для приготовления горячих и теплых
асфальтобетонных смесей;
в) при
содержании битума жидкой консистенции - для приготовления теплых и холодных
асфальтобетонных смесей.
3.6.
Битумсодержащие пески и песчаники с повышенным и высоким содержанием битума
вязкой и жидкой консистенции целесообразно использовать для извлечения битума.
4.1.
Битумсодержащие рыхлые породы без извлечения битума испытывают по стандартным
методикам ГОСТ 8735-76 (объемная масса, объемная плотность и др.).
4.1.1.
Гранулометрический состав рыхлых битумсодержащих пород определяют после
извлечения битума по стандартной методике ГОСТ 8735-76.
4.1.2.
Температура нагревания при испытаниях битумсодержащих рыхлых материалов не
должна более чем на 20-30 °C
превышать температуру размягчения битума вязкой и твердой консистенции,
содержащегося в породе.
4.1.3.
При жидкой консистенции битума в породе испытания битумсодержащих материалов
проводят без нагревания.
4.2.
Битумсодержащие массивные породы испытывают в соответствии с ГОСТ 8269-76
(дробимость щебня при сжатии, истираемость, содержание пластинчатых зерен,
зерен слабых пород, объемная масса, водопоглощение, морозостойкость и др.).
4.3.
Содержание битума в битумсодержащих материалах определяют методом холодного
экстрагирования.
4.4.
Асфальтобетонные смеси, приготовленные с применением битумсодержащих пород,
испытывают в соответствии с техническими условиями по ГОСТ 9128-76 по методам
ГОСТ 12801-78.
4.5.
При устройстве оснований и покрытий из грунтов, гравийно-песчаных,
щебеночно-песчаных смесей и щебня, обработанных органическими вяжущими с
применением битумсодержащих пород, испытания проводят по ВСН-123-77.
4.6.
При устройстве оснований и покрытий из грунтов, гравийно-песчаных смесей и
щебня, обработанных неорганическими вяжущими с применением битумсодержащих
пород, испытания материалов проводят по ВСН 184-75.
5.1.3.
В щебеночные, песчаные, грунтовые смеси, получаемые на основе битумсодержащих
пород и применяемые для устройства неукрепленных оснований при необходимости
добавляют те компоненты, которых не достает до оптимального состава.
5.1.4.
Битумсодержащие породы, применяемые для устройства оснований, укрепленных
неорганическими вяжущими, должны отвечать требованиям ВСН 184-75, СН 25-74.
5.1.5.
Битумсодержащие породы, применяемые для устройства оснований, укрепленных
органическими вяжущими, должны отвечать требованиям ВСН
123-77, СН 25-74.
5.2. Битумсодержащие материалы, применяемые для приготовления
асфальтобетонной смеси, должны отвечать общим требованиям «Руководства по
строительству дорожных асфальтобетонных покрытий». (М., Минтрансстрой СССР, 1978).
5.2.1.
При содержании природного битума в материале более 4 % по массе назначение
оптимального количества вяжущего для асфальтобетона осуществляют с учетом
содержания его в породе.
5.2.2.
Асфальтобетонные смеси, полученные с применением битумсодержащих материалов,
должны отвечать требованиям ГОСТ 9128-76.
5.2.3.
При использовании щебня из битумсодержащих пород со средним и повышенным
содержанием битума марка щебня по прочности допускается ниже указанной в ГОСТ
9128-76 согласно п. 3.2.2. примечания 2.
5.3. В
случае необходимости в дополнение к содержанию природного битума для
приготовления асфальтобетонных смесей и при устройстве укрепленных оснований из
битумсодержащих материалов следует использовать нефтяные дорожные битумы (ГОСТ
22245-76, ГОСТ 11955-74), нефтяные остаточные битумы по «ТУ 38001200-74», и
отвечающие требованиям «Технических указаний по применению нефтяных гудронов
(остаточных битумов) в дорожном строительстве», а также пластификаторы
(разжижители), предусмотренные «Руководством по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий», и ВСН
123-77, в том числе дизельное топливо, нефть, соляровое масло, масло ПН-6,
экстракты селективной очистки масляных фракций и т.д.
6.1.
Для добычи, переработки и транспортирования битумсодержащих пород всех видов,
за исключением битумсодержащих пород с повышенным и высоким содержанием битума
жидкой консистенции, применяют серийно выпускаемые машины.
6.2.
При добыче, переработке и транспортировании битумсодержащих пород с повышенным
содержанием битума жидкой консистенции требуются меры, предотвращающие
налипание битумсодержащих пород на рабочие органы машин (очистка,
антиадгезионная обработка рабочих органов машин и транспортных средств).
6.3.
Для разработки месторождений и транспортирования битумсодержащих пород с
высоким содержанием в породе битума жидкой консистенции требуется применение
специального оборудования.
6.4.
Устройство подстилающих слоев и неукрепленных оснований из битумсодержащих
пород осуществляют в соответствии с требованиями СНиП III Д.5-73.
6.5.
Строительство оснований из битумсодержащих пород, укрепленных органическими
вяжущими, производят в соответствии с «Инструкциями» ВСН
123-77 и СН 25-74.
6.6. Строительство
оснований из битумсодержащих пород, укрепленных неорганическими вяжущими
осуществляют в соответствии с «Инструкциями» СН 25-74 и ВСН 184-75.
6.7.
Строительство асфальтобетонных покрытий с применением битумсодержащих пород
осуществляют в соответствии с «Руководством по строительству дорожных
асфальтобетонных покрытий».
7.1. Оценку технико-экономической целесообразности
использования битумсодержащих пород в конструкциях дорожных одежд производят на
основе сравнения вариантов проектных решений.
7.2. Экономический эффект при применении битумсодержащих пород
получают за счет сокращения расхода нефтяного битума при строительстве дорожных
одежд, снижения транспортных расходов за счет использования местных материалов,
увеличения
срока службы дорожных покрытий, за счет высоких адгезионных свойств природного
битума и, в связи с этим, повышения водо- и морозостойкости материалов.
7.3.
Расчет экономической эффективности применения битумсодержащих пород производят
в соответствии с утвержденными Минавтодором РСФСР «Методическими рекомендациями
по определению экономической эффективности внедрения новой техники в дорожном
строительстве» (1974 г.), с учетом положений определения экономической
эффективности использования в народном хозяйстве новой техники, изобретений и
рационализаторских предложений, утвержденных ГКНТ, Госпланом СССР, АН СССР в
1977 г.
7.4. Экономический
эффект от внедрения битумсодержащих пород в зависимости от вида породы, условий
разработки месторождений и области применения составляет в среднем 2-5 тыс.
руб. на 1 км дорожной одежды.
Расчетные
значения модулей упругости конструктивных слоев дорожных одежд, устраиваемых с
использованием природных битумсодержащих материалов
Материал конструктивного слоя
Модуль
упругости,*)кгс/см2
Асфальтобетон
горячий и теплый, плотный мелкозернистый II и III марки
7000-12000
Асфальтобетон
горячий и теплый, пористый крупно- или среднезернистый
5000-10000
Асфальтобетон
горячий и теплый IV
марки
5000-8000
Щебень,
обработанный вязким битумом
а) в
установке
5000-8000
б) по
способу пропитки
4000-5000
Щебень
рядовой из битумсодержащего известняка
2500-3000
Щебень
фракционированный из битумсодержащего известняка (по принципу заклинки)
40000-5000
Песок или
отходы дробления битумсодержащего известняка
800-1000
Асфальтобетон
холодный
4000-7000
Битумсодержащий
песчаник, укрепленный цементом
3000-4000
Битумсодержащий
песчаник, укрепленный известью
1500-2500
Битумсодержащий
песчаник, укрепленный гудроном, жидким битумом или нефтью
2500-4000
Битумсодержащий
песчаник, укрепленный комплексно: гудроном и цементом -
3000-4500
гудроном и
известью -
3000-4500
Битумсодержащий
песчаник
1000-1500
*)
Значения расчетных модулей упругости, принятые в таблице, соответствуют
климатическим условиям Центрального района РСФСР. Для других районов значения
модулей упругости принимают с учетом разработанных Гипродорнии «Рекомендаций по
назначению расчетных значений модулей упругости асфальтобетонов для различных
районов РСФСР».
3.
Близость к населенным пунктам и путям сообщения
1. Наименование полезного
ископаемого
2.
Условия и форма залегания
3.
Сопутствующие породы
Качественная
характеристика (плотность, об. масса, водопоглощение, предел прочности, МРЗ,
гранулометр. состав и прочие; содержание битума и его качество)
1.
Глубина и мощность слоя полезного ископаемого м. 2. Вскрыша, м.
Запасы
битума, т, в т.ч. утвержденные по категориям
А,
В, С (№ и дата документа)
1.
Кем разведано
2.
Кем эксплуатируется
3.
Годовой объем
4.
Возможности и условия поставки
1.
Отпускная цена продукции
2.
Себестоимость
Возможная
область и способ применения
Примечание
1.
Разрабатывалось ли ранее месторождение
2.
Перспектива использования
3.
Наличие нормативной литературы по применению породы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1.
Мыс Пекло. Х.Веселый мыс
Ахиллеон (симноним Таманское) На Таманском полуострове (северный берег)
Битумсодержащие
известняки и пески. Обнаженная 10-12 метровая толща закированных
постилиоценовых песков, имеющих падение к Югу под углом 60º. Пески
налегают на среднесарматские известняки, сильно битумсодержащие,
переслаивающиеся с глинами 1:1
Известняки
пористые и мягкие. Анализ известняка в %; Si02 - 5,34, СаSO4
- 0,85; МgCO3 -
17,87. А2О3+Fe2О3
- 9; СаСО3 - 63. Содержание битума в известняке 3,8 %.
Содержание битумов в песках - 4-8 %.
Толщина
закированных постцилиоценовых песков обнажена на 12 м. Пески налегают на ере
дне сарматские известняки, мощность которых 10 м, протяженность 40 м (А.А.
Аносов, 1940 г.)
Запасы не
подсчитывались
Не
эксплуатируется
Значительная
битуминозность и мягкость известняков указывает на пригодность их для
производства асфальтовой мастики
2.
Ахтанизовское
Заводская балка (2, 5 км к северу от ст. Ахтнизовской-Заводская балка, ж.д.
ст. Крымская, на Таманском полуострове
Битумсодержащие
пески. Под растительным слоем залегают суглинки с линзами галечников
мощностью 4 м,а ниже битумсодержащие пески. Далее зеленоватые и голубоватые
глины, а далее глинистые битуминозные пески.
Пески
битумсодержащие. Содержание битума 7,5-16,4 %, плотность битума 1,05 (данные
Ладыгина, 1935 г.)
Мощность
5-6 м одного слоя. Мощность второго слоя глинистых песков 2-4 м на протяжении
40 м
Запасы не
подсчитывались
Не
эксплуатируется
Может быть
использован для приготовления асфальтобетона
3.
Борисоглебское
(Таманское П). Расположено в 5 км к юго-востоку от ст. Аханизовской.
На Восточном склона горы Бориса и Глеба. (Краснодарский край).
Битумсодержащие
пески. Падение пластов северное. Угол падения 30°.
Пески прослеживаются от вершины горы до гряды воды в лимане. Пески
акчагыльского возраста.
Пески
кварцевые, содержат 3-15 % битума. Грансостав песков (по 3 пробам): 0,25 мм
46,86-88,33; 0,25-0,05 11,7-52,94 менее 0,05 мм 0,2-0,21. Объемная
масса в рыхлом состоянии 1,29-1,54; в уплотненном 1,74-1,98,
водопроницаемость 0,009-0,0109 см/сек.
Обнаженная
видимая мощность около 4 м, а истинная больше, поскольку продуктивный пласт
погружается ниже уреза воды в лимане. В нижней части пласта пасок закирован,
а в верхней - битум приобретает вид мальты. Вскрышные суглинки и продукты
извержения сопки.
Ориентировочные
запасы по категории С2 - 7-8 тыс. м3
Месторождение
не эксплуатируется
По
предварительным испытаниям пески могут быть использованы для
Приготовления
асфальтовой мастики
4.
Нефтегорское
П. В 12 км на юго-запад от Апшеронской на реке Туха, в 6 км на юг от ж.д. ст.
Нефтегорск
Битумсодержащие
пески залегают в пестроцветной толще. В средней части Майкопской серии
старыми нефтяными колодцами вскрыты битумсодержащие пески.
Пески
мелкозернистые с содержанием битума до 10 %
Пласт
мощностью 6 м, переслаивается с глинами
Запасы
полезных ископаемых (Капранов, 1958) А2+В+С - 513800 м3
Не
эксплуатируется
Рекомендуются
для производства асфальтобетона (заключение ХАДИ)
Впервые
обнаружено в 1931 г. Возможна карьерная разработка. Дальнейший прирост
запасов может быть изучен в 500 м к востоку.
5.
Гора
асфальтовая в 9 км от пос. Асфальтового (Краснодарский край)
Асфальты.
Майкопские отложения, падающие на северо-восток 12-30° под углом 43-57°.
Отложения представлены чередованием глин, песчаных глин, песчаников,
спонгалитов.
Майкопская
толщина разделяется на 3 свиты. Средняя свита, представленная
песчано-спонголитовой фракцией мощностью до 100 м, с которой связаны покровы
асфальта и кира.
Запасы не
подсчитаны
В 1935-37 г.г. месторождения разрабатывалось Хадыженским
Райместпромом. Для местных нужд было добыто 1000-1200 т асфальтита. В
настоящее время не эксплуатируется.
Необходимы
дополнительные обследования для выделения перспективы возможного источника
получения асфальтита
6.
Нефтегорское
1. В 8 км юго-восточнее от ж.д. ст. Нефтегорск (Краснодарский край)
Битумсодержащий
песок. Местами выходят на дневную поверхность. Пески приурочены к Ширванскому
горизонту среднего Майкопа. В кровлеполезной толщи
залегают глины среднего Майкопа. В местах, где битумсодержащие пески
подвергнуты эрозии, в кровле их лежат бурые глины, четвертичного возраста,
реже гравийно-галечниковые отложения.
Кварцевые
мелкозернистые. Содержание битума от 0,1 до 13,33 %.
Полезная
толщина битумсодержащих песков в местах не затронутых эрозией колеблется от
4,7 до 21 м. Мощностьвскрышных
пород 0,0 до 14,3 м, передняя 4,56 м. Соотношение вскрышных пород к объему
полезной толщи 1-1,02
Запасы по
категории А2-19,0 тыс. м3, В-196,9 тыс. м3,
С-215,0 тыс. м3. Балансовые, забалансовые по категории В-69,8 тыс.
м3 С-83,8 тыс. м3 Запасы утверждены ТКЗ в 1959 г.
(Капранов, 1958).
Эксплуатируется
Нефтегорским с/с с 1958 г. Производилась детальная разведка. Было пройдено
491 пог. м.скважин
ручного бурения, 134 пог. м. шурфов и 358 м3 канав. Отобрано 196
проб.
В
естественном виде используется в подстилающих слоях и основаниях дорожных
одежд. Пригодны для асфальтобетонов теплого и холодного видов.
7.
Первомайское,
расположено на левом склоне р. Чеках, в 6 км к юго-востоку от ж.д. ст.
Нефтегорск (краснодарский край)
Битумсодержащие
пески среднего Майкопа, чередуются с темно-серой глиной
Кварцевые
мелкозернистые, местами разнозернистые с примесью гальки размером до 5 мм.
Содержание битумов в песках 0,3-11,5 %.
Мощность
песков колеблется от 0,1 до 15 м, средняя - 7,2. Средняя мощность вскрыши -
12 м.
Запасы по
категории С2-367,2 тыс. м3. Запасы не утверждались.
Оценка запасов (В.П. Капранов, 1958).
Не
эксплуатируется
По
лабораторным данным битумсодержащие пески пригодны для производства
асфальтобетона
5418. Отчет
о результатах поисков детальной разведки Нефтегорского и Первомайского
месторождения битумсодержащих песков.
8.
Дагестанская
АССР. Пираузское месторождение, находится в 14 км к юго-востоку от ж.д. ст.
Чир-Юрт и соединено с ней грунтовой дорогой . (Дагестанская АССР)
Битумсодержащий
песчаник второго средиземноморского яруса
Содержание
битума 1,3-9,3 %
Мощность
продуктивной части 20 м
Запасы составляют 350000 м3 (Кодорезов, Филимонов, 1935)
100000 м3 - запас песчаника, содержащего в среднем 5,84 % битума.
250000 м3-песчаника с содержанием 1,87 % битума. Геологические запасы
превышают в несколько раз приведенные цифры.
Не
эксплуатируется
По данным
лаборатории Р.Ф. Гипродорнии битумсодержащие пески могут использоваться в
асфальтобетонных смесях и черных смесях
КУЙБЫШЕВСКАЯ ОБЛАСТЬ
9.
Первомайское
(бывшее Батракское), г. Октябрьск на Волге, прав. берег р. Волги у пос.
Первомайский
Глубина
2,25 - 4,75 м, до 10-16 м, мощность 1,26 м
Запасы 1
млн. т. Утверждены в 1946 г. А-523. 91. Гудронный В-723, 43 т песчаник С1
- 1810,08 т Гаревый - 507,1 т С1 - 28867 т Гарь ЦКЗ А1+А2
- 417500 м3 В-80000 м3 С1-195,5 м3
Гарь - 1500000 т выход асфальтита 100000 т. Состояние на 1.1-1975 г. В - 16
тыс. т. С1 - 29 тыс. т. С2 - 879 тыс. т.
Асфальтобетон,
покрытие; основание песчаное, песчаное укрепленное вяжущими (по исследованиям
Гипродорнии)
Завод по извлечению битума 1875 г. В
1935 г. закрыт
14.
Верхне-Орлянское.
Правый берег р. Орлянки 3 км в село Верхне-Орлянка 15 км от ж.д. ст.
Кабановка (ветка Коротовка-Сургут) Сергиевский район
Мощность
4,3 м; 6-11 м до 21 м, мощность 0,8-4,65 м
Запасы 0,16
млн. т. песчаник 400 тыс. т. Утверждены ОКЗ 1932. Гудрон- песчаник 160500 т.
бит. 24900 т. Гарев. песчаник 148600 т., битум 8360 т. В 165000 т; битум 8830
т, С1 - 111609 т, битум 9300 т.
Добыча
штольнями. Глав-кровля в 1941 г. законсервирована. Выделение битума вываркой.
Усть-Войское
по р. Печора 120 км г. Печора пос. Усть-Воя, по р. Воя, Малая Точильная гора,
пос. Усть-Сопленск, 7 км Большая Точильная гора
Песчаник
Пластовое
Битума
3,5-10 %, 45 °C
40-45 м
Запасы 29
млн. тонн (Малая Гора) Всего 132 млн. тонн
Завод
точильного камня
-"-
24.
Ижемское
(Легкемское) с. Ижма, прав. берег р. Ижма, 40 км г. Ухта, 12 км от г.
Солнечногорска, 4 км ж.д. ст. Гажа-Ясно ж.д. ветке Ухта-Троицкое-Печерск
Ухтинский район
Известняк
Доломиты пластовое
Битума 3-5
%, 180 °C
Н до 60 м
0-40 м
Запасы
1,234 млн. Т. Иж ВКЗ 1949 г. № 5895 А+В+С1 - 406 тыс. т Легк. ГКЗ
1954 г. №1084 А+Б+С 828 тыс. т Забалансовые запасы 3,975
млн. т.
Асфальтобетон,
основание из черного щебня, подстилающий слой
(по
исследованиям Гипродорнии)
25.
Ярегское,
пос. Ярега, 2 км. ж.д. ст. Ярега, Ухтинского района