Произвольная ссылка:
Отчет по теме: ИП-86/87-05.03 "Методы технико-экономического обоснования проектных решений автомобильных дорог".
СССР
МИНИ СТЕРСТВО ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
ГЛАВТРАНСПРОЕКТ
СОЮЗДОРПРОЕКТ
ОТЧЕТ
по теме : ИП -86/87-05.03.
« Методы технико - экономического обоснования
проектных решений автомобильных дорог »
Нормативы и показатели для технико-экономического
проектирования автомобильных
дорог
Директор института В . Ф . Рогожев
Главный инженер института В . Р . Силков
Руководитель темы С . А . Беляков
СОДЕРЖАНИЕ
Отчет по теме :
ИП -86/87-05.03 « Методы технико - экономического обоснования проектных решений автомобильных дорог », составлен в соответствии с техническим заданием , согласованным Союздорнии 15.10.87.
Целью работы является разработка нормативов и показателей д ля технико - экономического проектирования автомобильных дорог .
При разработке нормативов и показателей использовались
данные из статистического ежегодника « Народное хозяйство СССР », нормативно - методической и технической литературы
по вопросам проектирования автомобильных дорог и эксплуатации автотранспорта .
Настоящими нормативами и показателями рекомендуется
пользоваться при разработке схем развития сети , ТЭО и ТЭР строительства ( реконструкции) автомобильных дорог .
Сборник составлен сотрудниками отдела ТЭО : главным инженером проекта Корнюховым В . Т ., руководителем бригады Л учшевым А . А . и главным специалистом Беляковым С . А .
Таблица 1
Некоторые статистические показатели народного
хозяйства и транспорта СССР
Показатели
Единица измерения
Годы
1960
1965
1970
1975
1980
1985
1
2
3
4
5
6
7
8
Численность
населения
млн .
ч ел .
212,6
229
241,7
253,3
264,5
278,8
Валовой
общественный продукт
млрд .
р уб .
329,4
447,0
635,1
862,6
1078,5
1383,6
Выпуск
автомобилей
тыс .
шт .
523,6
616,3
916,1
1963,9
2199,3
в
том
числе :
грузовые
-
²
-
362
379,6
524,5
695,8
787,0
легковые
-
²
-
138,8
201,2
344,2
1201,2
1327
автобусы
-
²
-
22,8
35,5
47,4
66,9
85,3
Протяженность
автомобильных
дорог
народного
хозяйства
тыс .
км
1365,6
1364
1363,9
1275,5
1341,3
1549,3
Протяженность
автомобильных дорог
общего
пользования
-
²
-
1052,3
1069,9
1106,1
1022,0
1001,3
971,5
в
том
числе :
твердым
покрытием
-
²
-
258,4
359,9
489,0
617,9
723,5
822,3
из
них
с
усовершенствованным
тыс .
к м
73,4
131
205
290
369
459
Грузооборот
млрд. ткм
98,5
143,1
220,8
337,9
432,1
476,4
Пассажирооборот
млрд.
пасс .
к м
61
120,5
202,5
303,6
389,8
446,6
Примечани е . Пассажирооборот относится к автобусам общего пользования .
Статистические показатели следует использовать для анализа соответствия выпуска автомобилей
и грузооборота протяжению сети и прогнозных расчетов п ри разработке схем развития сети автомобильных
дорог региона .
Таблица 2
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ СССР в 1985 г .
Виды
перевозок
по
СССР
в
том
числе
по
городам
по
поселкам
городского типа
по
сельским
населенным пунктам
областного и
республиканского
подчинения
районного
по дчинения
Перевезено
грузов
- всего ,
млрд .
т .
25,9
17,8
2
0,9
5,2
в
том
числе :
промышленных
8,8
7,9
0,7
0,2
-
сельскохозяйственных
3,4
-
-
-
3,4
транспорта
и
связи
6,3
5
0,6
0,4
0,3
строительства
4,7
2,7
0,5
0,2
1,3
торговых
и
прочих
2,7
2,2
0,2
0,1
0,2
Перевезено
пассажиров
- всего ,
млрд .
пасс .
47,0
39,5
3,7
1,6
2,2
в
том
числе :
внутригородские
перевозки
32,8
29,2
2,4
1,2
-
пригородные
перевозки
12,1
8,4
1,1
0,4
2,2
междугородные
перевозки
2,1
1,9
0,2
-
-
В таблице учтены грузовые перевозки автомобильным транспортом народного хозяйства и пассажирские перевозки автобусами общего пользования .
Таблица 3
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ГРУЗОВ
ПО ОТРАСЛЯМ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Отрасли
народного
хозяйства
Единица измерения
В
целом по
СССР
Города
Поселки городского типа
Сельские населенные пункты
областного
и
республиканского
подчинения
районного
подчинения
Промышленность
т/тыс .
руб .
16,3
16,7
14,9
10,3
-
Сельское
хозяйство
- ² -
26,1
-
-
-
26,1
Строительство
- ² -
44,9
45,6
50,0
66,7
38,1
Торговля
и
прочие
- ² -
10,6
9,8
13,0
25,0
12,5
в
среднем
- ² -
12,3
17,8
19,5
21,0
27,0
Промышленность
т / чел .
46
80
48
25
-
Сельское
хозяйство
-
²
-
13
-
-
-
36,0
Строительство
-
²
-
28
33,5
35
33
17,0
Торговля
и
прочие
-
²
-
13
19
12,7
17
3,0
Всего:
-
²
-
100
132,5
95,7
75,0
56,0
В таблице приводятся показатели ,
характеризующие перевозки грузов
автомобильным транспортом народного хозяйства з а
1985 год в расчете на тыс . руб. валового общественного продукта и на 1 человека в год .
Таблица 4
Ориентировочные показатели объемов грузовых
перевозок внутригородским и внешним автомобильным транспортом по территории регионального ( областного ) города - центра
Численность
населения города , тыс .
чел .
Годовой
объем
перевозок автотранспортом ,
млн .
т
Годовой
пробег
автомобилей ,
млн .
км
внутригородским
внешним
внутригородским
внешним
2000
60
- 90
40
- 5
600
- 900
800
- 100
1000
30
- 45
20
- 2,5
250
- 350
270
- 60
500
12
- 20
9
- 1
70
- 130
90
- 10
250
5
- 9
3,5
- 0,5
25
- 45
30
- 4
100
2
- 3
1,5
- 0,1
8
- 15
8
- 1
50
0,8
- 1,4
0,7
- 0,1
2,4
- 4
3,5
- 0,5
Таблица 5
Нормативы для определения объемов перевозок
автомобильным транспортом по видам грузов
№
пп
Виды
грузов
Единица измерения
Нормативы
перевозок
отчетный
год
перспектива
1,
Промышленные
тыс .
т
1
млн .
руб .
товарной продукции
17
- 18
15
- 16
2.
Строительные :
-
промышленное строительство
тыс .
т
100
т ыс .
руб .
СМР
4,5
4,2
-
строительный мусор
- ² -
2
- 2,5
2
- 1,8
-
гражданское строительство
тыс .
т
1 тыс. кв .
м жилой площади
5
4,7
-
культурно - бытовые
учреждения
тыс .
т
100
тыс .
руб .
СМР
4
3,7
-
коммунальное строительство
-
²
-
5
4,7
-
ремонтные
работы
- ² -
4
3,8
3.
Потребительские
т / чел .
1,5
3,2
Таблица 6
Укрупненные показатели расхода строительных
материалов ,
конструкций и деталей по промышленному и жилищному строительству на 1 млн .
руб . СМР
Наименование
конструкций и
материалов
Единица измерения
Отрасли
промышленности
Жилищное строительство
энергетика
машиностроение
лесная и
деревообраб.
легкая
пищевая
Металл
т
790
820
370
560
500
290
Сборный
железобетон
тыс .
м3
1,48
1,89
1,5
2
2,8
2,72
Сборный
бетон
м3
290
670
320
830
530
690
Монолитный
бетон и
железобетон
м3
4100
3290
2460
2000
2800
810
Раствор
тыс .
м3
0,25
1,1
0,7
0,7
1,28
1,43
Кирпич
тыс .
шт .
120
1010
650
640
1170
350
Щебень
и
гравий
тыс .
м3
7,5
6,3
5,1
6,2
5,7
4,8
Лес
и
пиломатериалы
тыс .
м3
0,9
0,48
1,1
0,6
0,5
1,1
Известь
и
гипс
т
30
60
100
120
220
190
Песок
тыс. м3
5,7
5,8
5,5
5,4
5,8
-
Таблица 7
Нормативы определения объемов грузовых
перевозок для жилищного строительства
(тыс. т/1000 м2 жил. пл.)
Этажность
строений
Норматив
1. Деревянные
дома
1,9
2. Каменные
дома :
2- этажные
6,3
3- этажные
5,6
4 -
²
-
5,3
5 -
²
-
4,9
3. Крупнопанельные
дома
3
- 5 этажей
4
12
- 15 этажей
4,2
Таблица 8
Объемный вес основных грузов ,
перевозимых
автомобильным транспортом
Наименование
груза
Вид
упаковки
Объемный
вес, т / м3
Арбузы ,
дыни
навалом
0,6
Бензин ,
дизельное
топливо
бочки
0,5
Бревна
0,85
Брусья
деревянные
0,6
Бумага
рулоны
0,5
Бутылки
ящики
0,4
Вещи
домашние
0,25
Галантерея
ящики
0,5
Глина
навалом
1,7
Гравий
-
²
-
1,7
Гранит
2,7
Железо ,
металл
4,0
Коровы ,
лошади
0,35
Телята ,
свиньи
0,15
Земля
навалом
1,5
Известняк
-
²
-
2,0
Булыжник
- ² -
1,8
Картофель
-
²
-
0,7
Комбикорм
мешки
0,5
Асбест
-
²
-
0,48
Блоки
известково - песчаные
1,5
Стекловата
тюки
0,15
Алебастр
бочки
1,15
Скобяные
изделия
ящики
0,8
Кирпич
красный
1,75
Кирпич
пустотелый
1,3
Кирпич
силикатный
1,65
Краски
бочки
0,6
Линолеум
рулоны
0,75
Обои
-
²
-
0,6
Паркет
пачки
0,3
Песок
речной
сухой
навалом
1,65
Радиаторы
отопления
0,56
Рубероид ,
толь
рулоны
0,6
Стекло
оконное
ящики
0,65
Товарный
раствор ,
бетон
2,0
Железобетон
блоки
2,5
Таблица 9
Рациональные нормы потребления и обеспеченности на душу населения в год
Наименование
продуктов
и
предметов потребления
Единица измерения
Нормы
Мясо
и
мясопродукты
кг
78
Молоко
и
молочные
продукты
²
405
Рыба
и
рыбопродукты
²
18,2
Картофель
²
110
Фрукты
и
ягоды
²
91
Хлебные
продукты
²
115
Ткани
м2
51
Трикотаж
шт.
13,4
Обувь
пар
3,7
Ра диотехника
штук /100
семей
160
Телевизоры
- ² -
130
Холодильники
-
²
-
112
Стиральные
машины
-
²
-
85
Швейные
машины
- ² -
82
Таблица 10
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ПАССАЖИРОВ
ПО ВИДАМ СООБЩЕНИЙ
Виды
сообщений
Единица измерения
В
целом по
СССР
Города
Поселки городского
тип а
Сельские населенные
пункты
областного
и
республиканского
подчинения
районного
подчинения
Внутригородское
пасс./чел
123
212
109
100
-
Пригородное
- ² -
33
44
34
25
17
Междугородное
- ² -
9
15
9
-
-
Всего
- ² -
165
271
152
125
17
В таблице приводятся показатели , характеризующие перевозки пассажиров автобусами общего пользования за 1985 год
в расчете на 1 человека в год .
При расчете объемов грузовых и пассажирских перевозок может использоваться показатель , выражающий их взаимосвязь , т . е .
отношение числа пассажиров , п еревезенных автобусами общего пользования , к объему грузов , п еревезенных автомобильным транспортом народного хозяйства (п асс / т ).
Этот показатель равен : в целом по СССР
- 1,6, для городов областного подчинения - 2,1, городов районного подчинения - 1,6, поселков городского типа - 1,7 и сельских населенных пунктов - 0,3.
Таблица 11
ПОКАЗАТЕЛИ ПЕРЕВОЗИМОСТИ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ ПО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ЕДИНИЦАМ , КОЛХОЗАМ И СОВХОЗАМ
Виды перевозок
Единица измерения
Область
Район
Сельсоветы
Совхозы
Колхозы
Перевезено
грузов
тыс .
т
20900
1700
130
140
80
Перевезено
пассажиров
тыс .
пасс
346000
500
38
36
30
Перевезено
грузов
т
чел.
100
56
56
72
42
Перевезено
пассажиров
пасс.
чел.
165
17
17
18
15
Объемы перевозок грузов приводятся для автомобильного транспорта , народного хозяйства ,
пассажиров - для автобусов общего пользования.
Таблица 12
КОЛИЧЕСТВО
ПЕРЕДВИЖЕНИЙ НА 1 ЖИТЕЛЯ В ГОД
Население
города ,
тыс .
чел .
50
100
250
500
1000
2500
Количество
передвижений
950
1000
1050
1100
1200
1250
Таблица 13
Транспортная подвижность на 1 жителя в год
Численность
населения города ,
тыс .
чел .
Транспортная
подвижность ,
поездок на
1 жителя
в
год
10- летняя
перспектива
20- летняя
перспектива
1000
- 2000
520
- 630
580
- 690
500
- 1000
450
- 610
520
- 670
250
- 500
400
- 500
460
- 650
100
- 250
325
- 525
380
- 580
50
- 100
240
- 450
300
- 510
Таблица 14
Уровень автомобилизации ( в целом по СССР )
легковых автомобилей на 1000 жителей
Принадлежность
легковых автомобилей
1966
- 1970
1971
- 1975
1976
- 1980
1981
- 1985
1986
- 1990
1991
- 1995
1996
- 2000
2001
- 2005
Индивидуальные
4
16
31
45
57
68
81
96
Ведомственные
1
3
4
4
4
4
4
4
Такси
0,3
1
1,4
1,5
1,5
1,5
1,7
2
Итого
4,3
20
36,4
50,5
62,5
73,5
86,7
102
в
том
числе :
в
городах
8
24
44
59
71
81
92
109
на
селе
3
12
21
35
48
61
75
95
Таблица 15
Количество поездок жителей города - центра и его внешней зоны во внегородском сообщении
Численность
населения города - центра ,
тыс .
чел .
Современные
показатели
Перспективные
показатели
Количество
поездок
жителей
города - центра
во внешнюю
зону
и
обратно
в
год
Количество
поездок
жителей
внешней
зоны
в
город - центр
и
обратно
в
год
Количество
поездок
жителей
города - центра
во внешнюю
зону
и
обратно в
год
Количество
поездок жителей
внешней зоны
в
город - центр и
обратно
в
год
Всего
в
т . ч .
в
%
Всего
в
т . ч .
в
%
Всего
в
т . ч .
в
%
Всего
в
т . ч .
в
%
трудовые ,
деловые
культурно - бытовые и
рекреационные
трудовые ,
деловые
культурно - бытовые
и рекреационные
трудовые ,
деловые
культурно-бытовые
и рекреационные
трудовые, деловые
культурно - бытовые и
рекреационные
более
1000
30
- 40
15
- 25
85
- 80
40
- 80
45
- 60
55
- 40
60
- 70
15
- 20
80
- 85
60 -
100
40
- 50
60 -
50
500 - 1000
25
- 30
15
- 25
85
- 75
15
- 30
40
- 50
60
- 50
40
- 50
15
- 20
80
- 85
30
- 50
35
- 45
65
- 55
100 - 500
20
- 25
15
- 25
8 5
- 75
5 -
15
30
- 40
70
- 60
30
- 40
15
- 20
80
- 85
20 -
30
25
- 35
75
- 65
20 - 100
15
- 20
20
- 25
80 -
75
5 -
10
25
- 35
75
- 65
25
- 35
15
- 25
85
- 75
15
- 20
25
- 30
75
- 70
Таблица 16
Средние показатели стоимости строительства 1 км автомобильных дорог
Категория
I
II
III
IV
V
Число
полос движения
6
4
2
2
2
1
Стоимость
строительства , тыс .
руб .
1800
1350
650
350
200
100
В таблице приводятся стоимости строительства автомобильных дорог различных категорий в первой категории рельефа . Значение показателей не включают затраты на строительство титульных мостов и сложных пересечений в разных уровнях .
Для определения стоимости строительства в пересеченном
рельефе показатели таблицы следует увеличить в 1,25 - 1,3 раза ,
в горном рельефе - в
1,8 - 2,4 раза .
Средние стоимости строительства участков
дорог , расположенных в пределах пригородных зон городов с населением до 600 тыс .
человек следует увеличивать в 1,2 раза ,
0,5 - 1 млн . человек - в
1,4 раза , 1 - 2 млн . человек - в 1,8 раза .
Показатели таблицы 16 нельзя использовать для определения стоимости строительства автомобильных дорог в районах
вечной мерзлоты , сплошной заболоченности и пустынь .
Таблица 17
Средние стоимости строительства
мостов длиной б олее 100 м
( тысяч рублей / кв . м )
Наибольший
судоходный
пролет ,
м
20
30
40
60
80
100
Стоимость
1 м2
0,5
0,56
0,64
0,77
0,95
1,20
Стоимость строительства моста в зависимости от сложности регуляционных сооружений может быть увеличена в 1,2 - 1,3 раза .
Ориентировочную стоимость деревянных мостов можно принимать в размере 100 руб / м2 , а наплавных - 1100 руб ./ пог .
м .
Таблица 18
Средние стоимости строительства
пересечения в разных уровнях по типу « клеверный лист»
( тысяч рублей )
Категория
основной дороги
Категория
пересекаемой
дороги
I
II
III
I
4000
2900
2300
II
2900
1700
1600
III
2300
1600
1250
Стоимость строительства развязок типа « неполный клеверный лист» и «тр уба» составляют соответственно 0,6 - 0,7 и 0,4
- 0,5 от стоимости пересечений по типу « полный клеверный лист ».
Таблица 19
Средние показатели стоимости
реконструкции автомобильных дорог
( тысяч рублей )
Категории
дорог
до реконструкции
Категории
дорог
после
реконструкции
I
II
III
IV
I
1150
700
350
170
IV
900
550
240
-
III
700
320
-
-
II
600
-
-
-
В таблице приводятся стоимости реконструкции автомобильных дорог различных категорий в равнинной местности. Для
определения стоимости реконструкции в пересеченной и горной
местностях показатели таблицы следует увеличивать соответственно в 1,15 и
1,8 раза .
Таблица 20
Удельные капитальные вложения в подвижной
состав и предприятия автомобильного транспорта
( тысяч рублей на 1 автомобиль )
Типы
автомобилей
Приобретение
автомобилей
Предприятия
автомобильного транспорта
Всего
Грузоподъемность
Грузовые :
до
2- х
тонн
2,8
3,0
5,8
2,1 - 5 тонн
4,5
5,0
9,5
5,1 - 8 тонн
10,0
8,0
18,0
8,1 - 12 тонн
14,0
10,0
24,0
свыше
12 тонн
16,0
12,0
28,0
Вместимость
Автобусы :
малые
3,5
6,0
9,5
средние
8,0
12,0
20,0
большие
15,0
18,0
33,0
Принадлежность
Легковые:
такси
4,0
8,0
12,0
ведомственные
4,0
9,0
13,0
индивидуальные
3,0
-
3,0
Пояснения к таблице 21
Капитальные вложения в подвижной состав автомобильного
транспорта определяются по формуле :
, где
a - коэффициент ежегодного прироста интенсивности движения автомобилей ,
К о - капитальные вложения в подвижной состав и производственную базу автомобильного транспорта в отчетном году ,
t - срок суммирования затрат - 35 лет ,
t сл - срок службы автомобиля , лет ,
Е нп - норматив приведения разновременных затрат .
Обозначив :
получим , что Еа зависит от э ффективности ежегодного прироста
интенсивности движения автомобилей и срока службы автомобилей . Формулу для расчета капитальных вложений в автомобильный транспорт можно представить в виде Кавт. = Ко
× Еа . Значение показателя Еа для различных a и t сл. приводится в таблице 21 :
Таблица 21
t сл.
- срок
службы автомобиля
a
- коэффициент
ежегодного
прироста
интенсивности
движения
0
0,01
0,02
0,03
0,04
0,05
0,06
0,07
0,08
0,09
0,10
0,11
0,12
3
4,5
5
5,8
6,8
7,7
9
10,4
12,2
13,6
16,2
19,5
22,6
26,2
5
2,9
3,2
3,8
4,4
5,0
5,8
6,7
7,9
8,8
10,5
12,6
14,6
16,9
7
2,2
2,5
2,9
3,3
3,8
4,5
5,1
6,0
6,7
8,1
9,6
11,2
13,0
9
1,9
2,0
2,4
2,8
3,2
3,7
4,3
5,0
5,6
6,7
8,0
9,3
10,8
11
1,6
1,8
2,1
2,5
2,8
3,3
3,8
4,4
4,9
5,9
7,0
8,2
9,5
Расчеты следует вести отдельно для грузовых автомобилей , легковых автомобилей и автобусов , имеющих различные величины ежегодного прироста интенсивности движения и срока службы подвижного состава .
Таблица 22
Средние значения цен на основные виды грузов , перевозимых по автомобильным дорогам
Наименование
грузов
Цена ,
руб. / т
Пиломатериалы
80
Прочие
лесные
грузы
35
Цемент
16
Кирпич
строительный
9
Камень
строительный
2
Строительные
изделия
40
Стекло
листовое
500
Изделия
из
стекла
1500
Трубы
чугунные
203
Шины ,
резинотехнические и
асбестовые
изделия
200
Нефтепродукты
200
Мотоциклы ,
велосипеды ,
культ -
и
спорттовары
3650
Предметы
радиотехники
10000
Швейные
машины
5000
Ткани
шерстяные
и шелковые
20000
Ткани
хлопчатобумажные
8000
Мебель
1000
Продукция
полиграфической
промышленности
800
Зерновые
200
Мука
ржаная
и
пшеничная
300
Макаронные
изделия
500
Мясо
сырое ,
мясные продукты
2000
Масло
растительное
1400
Кондитерские
изделия
2000
Прочие
продукты пищевой
промышленности
2500
Ликеро - водочные
изделия
15000
Вино
5000
Пиво ,
безалкогольные напитки
400
Пояснения к таблице 23
Текущие затраты расчетного года определяются по формуле :
, где
b - коэффициент ежегодного прироста текущих затрат ,
То - текущие затраты отчетного года ,
t - срок суммирования затрат - 35 л ет ,
Енп - норматив приведения разновременных затрат .
Обозначим :
Отметим , что этот показатель зависит только от коэффициента ежегодного прироста текущих затрат b .
Таким образом , формулу текущих затрат расчетного года можно представить в виде :
Тр = То × Ет .
Таблица 23
Величина Ет в зависимости от процента ежегодного прироста приводится в таблице :
b
0
0,01
0,02
0,03
0,04
0,05
0,06
0,07
0,08
0,09
0,1
0,11
0,12
Ет
1,0
1,1
1,3
1,5
1,7
2,0
2,3
2,7
3,0
3,6
4,3
5,0
5,8
При определении текущих затрат расчетного года по предложенной формуле Тр = То × Ет отпадает необходимость в определении расчетного года эксплуатации . В случае , если необходимо установить расчетный год , то используется зависимость :
где Ет и b известны .
Таблица 24
Расчетная интенсивность движения
автомобилей
Категория
дороги
Число полос движения
Расчетная
интенсивность
движения ,
авт. / сутки
Итого
Грузовые
Легковые
Автобусы
1
2
3
4
5
6
I
8
свыше 40000
свыше 16000
свыше 22000
свыше 2000
I
6
20000 - 40000
8000 - 16000
11000 - 22000
1000 - 2000
I
4
7000 - 20000
3100 - 8000
3500 - 11000
400 - 1000
II
2
3000 - 7000
1500 - 3100
1350 - 3500
150 - 400
III
2
1000 - 3000
550 - 1500
400 - 1350
50 - 150
IV
2
100 - 1000
60 - 150
35 - 400
5 - 50
V
1
менее 100
менее 60
менее 35
менее 5
Расчетная интенсивность движения представляет собой интенсивность движения автомобилей , которая соответствует экономически целесообразному уровню загрузки дороги движением
и используется для назначения категории дороги и числа полос
движения .
Расчетная интенсивность движения для назначения категорий
дорог совпадает со среднегодовой суточной интенсивностью движения при условиях :
- число дней работы дороги - 365;
- состав движения : грузовые автомобили - 45 %, автобусы - 5 % и легковые - 50 %;
- коэффициент сезонной неравномерности - 1,0;
- количество автомобилей , проходящих в максимальный час - 10 %;
- местность проложения трассы - равнинная ;
- расстояние между пересечениями - не менее
5 км .
В этом случае в качестве расчетной можно принимать
среднегодовую суточную интенсивность движения последнего года
перспективного периода . Отклонение от этих показателей вызывает необходимость определения расчетной интенсивности движения по формуле :
Np = Ncc × K1 × K2 × K3 .
Коэффициенты К1 , К2 , К3 учитывают влияние состава
потока и средней грузоподъемности автомобилей , сезонной и часовой неравномерности движения , рельефа местности и расстояния между пересечениями .
Значение коэффициентов приводится в таблицах 25 , 26 , 27 .
Таблица 25
Коэффициент К1 , учитывающий состав движения и
среднюю грузоподъемность автомобилей
Средняя
грузоподъемность грузового автомобиля ,
т
Доля
грузовых
автомобилей ,
%%
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
до
2
0,63
0,66
0,69
0,72
0,75
0,78
0,81
0,84
0,88
0,91
0,94
2 - 5
0,63
0,67
0,71
0,76
0,8
0,84
0,89
0,93
0,98
1,02
1,06
5 - 8
0,63
0 ,70
0,76
0,85
0,90
1,0
1,08
1,15
1,23
1,3
1,38
8 - 12
0,63
0,75
0,88
1,0
1,13
1,25
1,38
1,5
1,63
1,75
1,88
свыше
12
0,63
0,84
1,06
1,28
1,5
1,72
1,94
2,16
2,38
2,59
2,81
Таблица 26
Коэффициент К2 , учитывающий сезонную и часовую неравномерности движения
Месячная
неравномерность движения
Количество
автомобилей ,
проходящих
в
максимальный час
суток ,
%%
6
8
10
12
14
16
18
и свыше
1
0,8
0,9
1,0
1,1
1,2
1,3
1,4
1,2
0,9
1,0
1,1
1,2
1,3
1,4
1,5
1,4
1,0
1,1
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
1,6
1,1
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
1,7
1,8
1,2
1,3
1,4
1,5
1,6
1,7
1,8
2
и
выше
1,3
1,4
1,5
1,6
1,7
1,8
1,9
Таблица 27
Коэффициент К3 , учитывающий рельеф местности и расстояние между пересечениями дорог
Расстояние
между
пересечением
и
примыканием
дорог ,
км
Рельеф
местности
Равнинный
Пересеченный
Горный
До
1
1,15
1,2
1,25
1
- 3
1,1
1,15
1,2
3
- 5
1,05
1,1
1,15
Свыше
5
1,0
1,05
1,1
Таблица 28
Грузо - пассажиронапряженность по категориям дорог
на перспективу
Категория
дороги
Число полос движения
Грузонапряженность млн. т км/км в
год
Пассажиронапряженность ,
млн .
пасс .
км / км в
год
Итого
Легковые
Автобусы
I
8
c выше 19,2
свыше 26,2
свыше 13,2
свыше 13,0
I
6
9,6 - 19,2
13,2 - 26,2
6,6 - 13,2
6,5 - 13
I
4
3,7 - 9,6
4,7 - 13,2
2,1 - 6,6
2,6 - 6,5
II
2
1,4 - 3,7
1,7 - 4,7
0,8 - 2,1
0,9 - 2,6
III
2
0,4
- 1,4
0,5
- 1,7
0,2
- 0,8
0,3
- 0,9
IV
2
0,04
- 0,4
0,05
- 0,5
0,02
- 0,2
0,03
- 0,3
V
1
менее 0,04
менее 0,05
менее 0,02
менее 0,03
Таблица 29
Перспективный состав движения на
сети дорог
( в процентах )
Категория
дорог
Административная
подчиненность
дорог
Общегосударственного
значения
Республиканского значения
Областного
и местного
значения
Состав
движения
грузовые
легковые
автобусы
грузовые
легковые
автобусы
грузовые
легковые
автобусы
I
40
50
10
II
45
48
7
50
44
6
III
50
45
5
55
40
5
60
35
5
IV
58
37
4
63
33
4
V
65
31
4
Таблица 30
Размеры ежегодного прироста интенсивности
движения на сети дорог
( в процентах )
Районы
Начального
освоения
Слаборазвитые
Высокоразвитые
Административная
подчиненность
дорог
Общегосударственного
значения
5
- 6
4
- 5
3
- 4
Республиканского
значения
6
- 7
5
- 6
4
- 5
Областного
и
местного
значения
7
- 8
6
- 7
5
- 6
Таблица 31
Распределение объема перевозок , грузо - пассажирооборота и транспортной работы автомобилей
(1985 г .;
в процентах )
Типы
автомобилей
Всего
В
пределах
городов
На
сети
дорог
Объем перевозок
Грузопассажирооборот
Транспортная
работа
Объем перевозок
Грузопассажирооборот
Транспортная
работа
Объем перевозок
Грузопассажирооборот
Транспортная
работа
Грузовые
100
100
100
70
21
30
30
79
70
Пассажирские
100
100
100
86
67
66
14
37
34
в
том
числе :
легковые
20
32
80
17
20
53
3
12
27
автобусы
80
68
20
69
43
13
11
25
7
Таблица 32
Распределение состава движения по типам
автомобилей
(в процентах )
Состав
движения
Всего
В
пределах
городов
На
сети
дорог
1985
г .
Грузовые
51
32
68
Легковые
40
58
23
Автобусы
9
10
9
Итого
100
100
100
Перспектива
Грузовые
40
28
50
Легковые
51
62
48
Автобусы
9
10
7
Итого
100
100
100
Таблица 33
Насыщенность автомобильного парка на 1000 жителей на перспективу
Виды
автомобилей
Насыщенность
автомобилями ,
ед. / тыс .
жит .
Годовой
пробег ,
тыс .
км
Легковые
автомобили
150
11
- 17
в
том
числе :
такси
4
- 6
60
- 80
ведомственные
3
- 4
20
- 35
индивидуальные
140
- 143
10
- 15
Грузовые
автомобили
15
- 20
50
- 60
Таблица 34
Коэффициенты увеличения интенсивности движения
автомобилей
Ежегодный
прирост ,
%
Коэффициент
увеличения
интенсивности
движения через
t лет
5
лет
10
лет
15
лет
20
лет
1
1,05
1,10
1,16
1,22
2
1,10
1,22
1,35
1,49
3
1,16
1,34
1,56
1,80
4
1,22
1,48
1,80
2,19
5
1,28
1,63
2,08
2,65
6
1,34
1,79
2,40
3,21
7
1,40
1,97
2,76
3,87
8
1,47
2,16
3,17
4,66
9
1,53
2,37
3,64
5,60
10
1,61
2,59
4,18
6,73
11
1,69
2,84
4,79
8,06
12
1,76
3,11
5,47
9,65
В таблице приводится коэффициенты увеличения интенсивности движения в зависимости от процента ежегодного прироста
при возрастании интенсивности движения по формуле :
Nt = No (1
+ a )t ,
Nt - интенсивность движения в t год ,
No - интенсивность движения в отчетном году ,
a - ежегодный прирост .
Пояснения к таблицам 35 , 36 , 37 , 38 .
Установление среднегодовой суточной интенсивности
движения автомобилей по данным выборочного контрольного учета движения
При проведении экономических изысканий на стадии разработки технико - экономического обоснования возникает необходимость проведения контрольного учета движения для установления фактической среднегодовой суточной интенсивности движения автомобилей . Проведение круглосуточного учета движения
связано со значительными трудовыми и материальными затратами . С достаточной степенью точности можно ограничиться проведением выборочного учета движения в течение нескольких часов . Интенсивность движения автомобилей по дороге подвержена колебаниям по часам суток , дням недели и месяцам года . Для перехода от интенсивности движения , выявленной при проведении учета , к среднегодовой суточной , следует использовать закономерности изменения интенсивности движения во времени . Расчет среднегодовой суточной интенсивности движения производится
по формуле :
Ncc = Nt , T × Kt , T × K н × K г , где
Ncc - среднегодовая суточная интенсивность движения , авт. / сут .;
Nt , T -
количество автомобилей , зафиксированных при проведении контрольного учета в течение T часов начиная с t часа суток ;
Kt , T -
коэффициент перехода к суточной интенсивности движения ;
K н - коэффициент перехода к средненедельной суточной интенсивности движения ;
K г - коэффициент перехода к среднегодовой суточной интенсивности движения .
Значения коэффициентов Kt , T ; K н ; K г п риведены в таблицах 35 , 36 , 37 , 38 .
Таблица 35
Коэффициент перехода к средненедельной суточной
интенсивности движения
Административное
значение
дорог
Дни
проведения
учета
движения
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
Общегосударственного
и республиканского
значения
1,06
0,96
0,88
0,84
0,93
1,14
1,35
Областного
и местного
значения
1,25
0,89
0,8
0,8
0,89
1,26
1,62
Таблица 36
Коэффициент перехода к среднегодовой суточной интенсивности
движения
Административное
значение дорог
Месяцы
проведения
учета
движения
ян варь
февраль
март
апрель
м ай
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Общегосударственного
и республиканского
значения
1,67
1,61
1,43
1,22
0,98
0,79
0,69
0,68
0,72
0,87
1,16
1,56
Областного
и местного
значения
1,92
1,82
1,64
1,41
1,16
0,91
0,7
0,6
0,56
0,71
1,32
1,82
Таблица 37
Коэффициент п ерехода к суточной интенсивности движения на
автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения
Время
начала
про ведения
учета
движения,
час .
Продолжительность
проведения
учета
движения ,
час .
1
1
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
8
13,33
6,06
3,85
2,84
2,31
1,97
1,73
1,53
1,38
1,26
9
11,11
5,41
3,61
2,8
2,31
1,99
1,73
1,53
1,4
-
10
10,53
5,35
3,74
2,93
2,42
2,05
1,78
1,6
-
-
11
10,86
5,88
4,06
3,14
2,55
2,14
1,88
-
-
-
12
12,5
6,49
4,42
3,33
2,67
2,3
-
-
-
-
13
13,51
6,84
4,55
3,4
2,78
-
-
-
-
-
14
13,89
6,84
4,55
3,51
-
-
-
-
-
-
15
13,51
6,76
4,69
-
-
-
-
-
-
-
16
13,51
7,19
-
-
-
-
-
-
-
-
17
15,38
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Таблица 38
Коэффициент перехода к суточной интенсивности движения на
автомобильных дорогах областного и местного значения
Время
н ачала
проведения
учета
движения ,
час .
Продолжительность
проведения
учета
движения ,
час .
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
8
18,18
7,14
3,97
2,63
1,97
1,6
1,38
1,23
1,14
1,1
9
11,76
5,08
3,08
2,21
1,75
1,49
1,32
1,22
1,16
10
8,93
4,17
2,72
2,06
1,7
1,49
1,36
1,29
-
-
11
7,81
3,91
2,67
2,11
1,79
1,61
1,51
-
-
-
12
7,81
4,07
2,8
2,27
1,98
1,83
-
-
-
-
13
8,47
4,57
3,29
2,73
2,46
-
-
-
-
-
14
9,9
5,38
4,03
3,46
-
-
-
-
-
-
15
11,76
6,8
5,32
-
-
-
-
-
-
-
16
16,13
9,71
-
-
-
-
-
-
-
-
17
24,39
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Таблица 39
Пропускная способность автомобильных дорог
при различном составе движения
Расчетная
скорость дороги , км / час
Пропускная
способность
одной
полосы
движения ,
авт. /час
100
% легковых
автомобилей
50
% грузовых
и
50 % легковых автомобилей
100
% грузовых
автомобилей
Число
полос
движения
Число
полос
движения
Число
полос
движения
4
3
2
4
3
2
4
3
2
150
2000
1340
1100
1200
870
750
600
500
430
120
1900
1200
1000
1120
780
660
540
460
380
100
1700
1120
920
1050
720
600
500
420
350
80
1 460
960
820
930
640
540
440
380
320
60
1 140
820
700
750
560
480
380
330
300
Таблица 40
Скорость потока автомобилей при различном
составе движения
Расчетная
скорость дороги , км / час
Максимальная
скорость
потока
автомобилей ,
км / час
100
% легковых
автомобилей
50
% грузовых
и
50 % легковых
автомобилей
100
% грузовых
автомобилей
4
3
2
4
3
2
4
3
2
150
100
67
55
80
58
50
60
50
43
120
95
60
50
75
52
44
54
46
38
100
85
56
46
70
48
40
50
42
35
80
73
48
41
62
43
36
44
38
32
60
57
41
35
50
37
32
38
33
30
Максимальная безопасная скорость потока автомобилей определена при экономически целесообразном уровне загрузке дороги
движением .
Таблица 41
Скорость потока автомобилей для различных
категорий дорог
Категория
дороги
Расчетная скорость ,
км / час
Скорость
потока
автомобилей ,
км / час
грузовых
легковых
автобусов
средняя
I
150
60
100
80
80
II
120
38
50
40
44
III
100
35
46
37
40
IV
80
32
41
34
36
V
60
24
31
28
27
Скорости потока автомобилей указаны для экономически целесообразного уровня загрузки дорог движением применительно
к составу потока , приведенному в таблице 29 .
Таблица 42
Технико - эксплуатационные показатели работы автомобильного
транспорта
Категория
дороги
Грузовые
автомобили
Легковые
автомобили
Автобусы
q
b
g
К
П
q
b
g
К
П
q
b
g
К
П
I
6,8
0,65
0,93
0,80
1200
4
0,6
0,9
0,76
600
40
0,92
0,65
0,75
6500
II
6,2
0,62
0,90
0,75
950
4
0,57
0,9
0,75
560
35
0,9
0,67
0,78
6000
III
5,8
0,60
0,87
0,70
770
4
0,55
0,9
0,73
530
30
0,9
0,70
0 81
5600
IV
5,4
0,55
0,83
0,65
580
4
0,52
0,9
0,72
490
25
0,9
0,72
0,85
5000
V
5,0
0,5
0,80
0,60
440
4
0,50
0,9
0,7
460
20
0,9
0,75
0,9
4400
Условные обозначения :
Д
- число дней в году - 365;
q - средняя грузоподъемность ( т) ,
вместимость ( пасс .);
b - коэффициент использования пробега;
g
- коэффициент использования грузоподъемности , вместимости ;
К
- коэффициент , учитывающий специальные автомобили ;
П -
производительность автомобиля на 1 км пробега ( т, пасс .) в год :
П =
Д × q × b × g × K .
Таблица 43
Экономические показатели работы автомобилей
№№
пп
Показатели
Единица
измерения
Типы
автомобилей
Грузовые
Легковые
Автобусы
1
Расход
топлива
на
100 км
пробега
л
22
8,5
35
2
Расход
топлива :
на
1 ткм
(1 п асс .
км )
- ² -
0,06
0,045
0,018
на
1 тчас
(1 пасс .
час)
- ² -
3,6
4,5
1,4
на
1 авт .
км
- ² -
0,22
0,085
0,36
на
1 авт .
час
- ² -
13,2
8,5
28,0
3
Себестоимость :
1 ткм
(1 пасс .
к м )
коп .
4,4
2,0
1,1
1 тчас
(1 пасс .
час )
- ² -
264
200
88
1 авт .
км
- ² -
18,0
4,2
26,4
1 авт .
час
- ² -
1080
420
2110
4
Скорость
потока
автомобилей
км / час
60
100
80
5
Производительность
автомобиля на
1 км пробега
т (пасс .)
4,1
2,1
24
Показателя рассчитаны для дорог I категории в равнинной
местности при экономически целесообразном уровне загрусти
дорог движением .
Таблица 44
Себестоимость перевозок в зависимости
от грузоподъемности автомобиля
Показатели
Единица измерения
Грузоподъемность
автомобиля ,
т
До
2
2,1
- 5
5,1
- 8
8,1
- 12
свыше 12
Переменные
расходы
коп. / авт .
км
5
9
13,2
19
25
Постоянные
расходы
коп. / авт .
час
163
217
288
348
440
Скорость
потока
км / час
65
62
60
58
55
Производительность
автомобиля
на
1 км пробега
т
0,6
1,8
4,1
6,3
8,9
Себестоимость
перевозок
коп. /ткм
12,5
6,9
4,4
4,0
3,7
- ² -
коп. / авт .
км
7,5
12,5
18
25
33
- ² -
коп. / авт .
час
480
770
1080
1450
1810
Значения показателей рассчитаны для I категории дороги при
экономически целесообразном уровне загрузки дороги движением .
Таблица 45
Себестоимость автомобильных перевозок в зависимости
от уровня загрузки дороги движением ( коп. /а вт .
км )
Расчетная
скорость дороги , км / час
Число полос движения
Уровни
загрузки
дороги
0,1
0,3
0,5
0,7
0,9
1
150
4
8
5,2
4,2
4,9
8
10,8
120
4
9
6,3
4,8
5,8
9
12
120
2
11,5
7,8
6,0
7,2
11,5
16
100
2
13,5
9,8
7,0
8,7
13,5
18
80
2
17
11,5
8,0
10,3
17,0
21
60
1
20
13,4
10,0
12,8
20
25
Стоимости перевозок указаны для легковых автомобилей .
Зависимость себестоимости от числа полос движения и
уровней загрузки дороги движением построена для легкового
автомобиля при расчетной скорости дороги 150 км / час .
При переходе к смешанному потоку себестоимость пробега автомобиля
корректируется с учетом коэффициента перехода по таблице 46 .
Таблица 46
Коэффициенты перехода от потока легковых
автомобилей к смешанному для расчета геометрических
параметров дороги и себестоимости пробега автомобилей
Типы
автомобилей
Для
расчета
геометрических
параметров дорог
( пропускной способности )
Для
расчета
себестоимости
пробега автомобилей
1
2
3
Легковые
1,0
1,0
Грузовые ,
в
том числе :
до
2- х
тонн
1,5
1,6
2,1 - 5 тонн
2,0
2,4
5,1 - 8 тонн
2,5
3,1
8,1 - 12 тонн
3,0
3,6
свыше
12 тонн
3,5
4,0
Автобусы
3,5
4,0
Значение коэффициентов перехода приводится для равнинной
местности ,
для пересеченной и горной местности значение коэффициентов следует увеличивать в 1,2 раза .
Таблица 47
Относительная зависимость себестоимости
перевозок от средней дальности ездки
Типы
автомобилей
Средняя
дальность
ездки ,
км
До
10
10
- 20
20
- 60
50
- 100
свыше 100
Грузовые
1,7
1,3
1
0,8
0,7
Легковые
1,3
1,2
1
0,98
0,9
Автобусы
1,4
1.2
1
0,85
0,8
Таблице 48
Относительная зависимость себестоимости
автомобильных перевозок от высоты над уровнем моря
Типы
автомобилей
Высота
над
уровнем
моря ,
м
0
- 500
500
- 1000
1000
- 2000
2000
- 3000
Грузовые
1
1,05
1,16
1,25
Легковые
1
1,02
1,1
1,15
Автобусы
1
1,04
1,13
1,20
Таблица 49
Примерное соотношение затрат на развитие
сети автомобильных дорог
( в процентах )
Всего
в
том
числе
строительство
и реконструкция
эксплуатация
из
них
капитальный ремонт
средний
ремонт
текущий ремонт и
содержание
Затраты
на развитие
сети
автомобильных
дорог
100
43
57
37
9
11
Таблица 50
Дорожно - эксплуатационные затраты
Категория
дороги
Срок службы дороги ,
лет
Межремонтные
сроки ,
лет
Стоимость
строительства
дороги тыс .
руб./км
Затраты
на
проведение
одного
ремонта
капитальный ремонт
средний ремонт
капитального
среднего
I
60
30
10
1100
162
21
II
45
18
6
650
97
12
III
30
15
5
350
75
10
IV
24
12
4
200
53
8
V
20
10
3
80
20
3
Таблица 51
Удельные дорожно - эксплуатационные
затраты
Категория
дороги
Ежегодные
затраты ,
тыс .
руб ./ км
реновация
капитальный ремонт
средний ремонт
текущий ремонт и
содержание
Итого
I
18,3
5,4
2,1
2,2
28,0
II
14,4
5,3
2
2,0
23,7
III
11,7
5,0
2
1,5
20,2
IV
8,3
4,4
1,9
1,0
15 ,6
V
4,0
2,0
1,0
0,5
7,5
Таблица 52
Себестоимость перевозок по категориям дорог
Категория
дороги
Себестоимость
пробега ,
коп. / авт .
км
Себестоимость
перевозок ,
к оп. / т
км
( коп .
пасс .
км)
Грузовые
Легковые
Автобусы
Средняя
Грузовые
Легковые
Автобусы
1
2
3
4
5
6
7
8
Транспортная
составляющая
I
18
4,2
26,4
11,9
4,4
2,0
1,1
II
23,4
6,0
29,0
15,4
6,7
3,0
1,4
III
25,2
7,0
31,7
17,3
8,4
3,5
1,7
IV
27,0
8,0
34,3
20,1
10,8
4,3
2,1
V
32 ,0
10,0
37,0
25,4
16,0
5,6
2,8
Дорожная
составляющая
I
0,8
0,3
1,1
0,6
0,2
0,1
0,1
II
1,9
0,6
2,2
1,3
0,5
0,3
0,1
III
3,7
1,5
4,6
2,8
1,2
0,8
0,2
IV
8,9
4,0
10,1
7,1
3,6
2,1
0,6
V
24,7
12,4
30,9
21,0
12,4
6,9
2,4
Полная
себестоимость
I
18,8
4,5
27,5
12,5
4,6
2,1
1,2
II
25,3
6,6
31,2
18,3
7,2
3,3
1,5
III
28,9
8,5
36,3
23,9
9,6
4,3
1,9
IV
35,9
12,0
44,4
34,3
14,4
6,4
2,7
V
56,7
22,4
67,9
46,4
28,4
12,5
5,2
Вернуться в "Каталог СНиП"