РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







РД 39-0147103-347-89 Инструкция на технологический процесс приборного обследования подводных переходов трубопроводов и кабелей связи.

МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

ВНИИСПТнефть

УТВЕРЖДЕН
первым зам. начальника
Главтранснефти
В.Х. Галюком
17 февраля 1989 года

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ
НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПРИБОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ
ПЕРЕХОДОВ НЕФТЕПРОВОДОВ И
КАБЕЛЕЙ СВЯЗИ

РД 39-0147103-347-89

УФА

1991

Настоящая Инструкция содержит основные требования к технологии приборного обследования технического состояния подводных переходов трубопроводов и кабелей связи и определяет состав работ по этапам, основные параметры измерения, методы измерения.

Инструкция разработана институтом ВНИИСПТнефть совместно с трестом Подводтрубопровод.

Разработчики:

от института ВНИИСПТнефть: к.т.н. Р.С. Гумеров. к.т.н. Р.М. Аскаров, с.н.с. Н.Ф. Нефедова, м.н.с. Н.А. Комлева, инженер Н.П. Махортова;

от треста Подводтрубопровод: К.А. Забела, В.В. Гаршин, Ю.А. Значков, Н.А. Иванов, В.М. Москович, А.М. Кинзбург;

от Главтранснефти: В.Д. Черняев, В.Е. Булыгин.

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ИНСТРУКЦИЯ
на технологический процесс приборного обследования подводных переходов трубопроводов и кабелей связи

РД 39-0147103-347-89

Срок введения с 1 апреля 1989 г.

Срок действия до 1 апреля 1992 г.

Настоящая Инструкция содержит основные требования к технологии приборного обследования технического состояния подводных переходов трубопроводов и кабелей связи (подводных коммуникаций).

Инструкция является обязательной для организаций и предприятий Главтранснефти Миннефтепрома.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. При разработке Инструкции использованы действующие нормативно-технические документы по обследованию технического состояния подводных переходов, по метрологическому обеспечению строительства подводных переходов, по охране окружающей среды и т.д. [1-5].

1.2. Технология приборного обследования подводных коммуникаций разработана с учетом применения передовых методов и средств обследования, исключающих ошибки субъективного восприятия оператора за счет использования телевизионного обзора подводной обстановки и выполнения измерительных операций на поверхности.

1.3. Выбор методов и средств приборного обследования производится с учетом технических, климатических, гидрогеологических особенностей участка перехода в соответствии с данной "Инструкцией".

1.4. Инструкция распространена на технологический процесс приборного обследования подводных переходов трубопроводов и кабелей связи, проложенных на реках, скорость течения и глубина которых удовлетворяет условию:

где V - скорость течения реки, м/с;

 - максимально возможная глубина.

1.5. Все технические мероприятия по подготовке и проведению приборного обследования должны осуществляться с соблюдением нормативов безопасности труда.

Ответственность за обеспечение безопасных условий выполнения работ несет инженерно-технический работник, возглавляющий диагностическую лабораторию и главный инженер РУМН (УМН).

1.6. Все работы по приборному обследованию должны быть выполнены в объеме, предусмотренном договором в соответствии с Инструкцией, и в присутствии заказчика, осуществляющего контроль за качеством и объемом выполняемых работ.

1.7. Заказчик обеспечивает подъездные пути к береговым урезам, доступ к станции катодной защиты, к задвижкам и ко всем имеющимся в границах подводного перехода выводам сети 220 В.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПРИБОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

2.1. Основной целью выполнения приборного обследования является определение технического состояния подводных коммуникаций для предупреждения аварийных ситуаций.

2.2. Основной задачей данного приборного обследования является получение достоверной информации для определения вида и объема ремонтных работ на основании действующих нормативных документов:

"Каталога типовых технологических схем ремонта подводных переходов";

РД 39-0147103-370-86 "Нормы проектирования капитального ремонта подводных переходов".

2.3. В результате приборного обследования должны быть получены следующие данные:

планово-высотное положение трубопровода;

места повреждения изоляционного покрытия;

состояние берегоукреплений и дна русла;

краткие характеристики гидрологического режима (средняя скорость течения и уровень реки во время производства работ).

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОСТАВ РАБОТ ПРИБОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

3.1. Весь комплекс работ по приборному обследованию должен выполняться бригадой специалистов в составе диагностической лаборатории (приложение 2).

3.2. В организационном плане приборное обследование состоит из подготовительного, полевого и камерального этапов. Состав работ по этапам представлен в приложении 1.

3.3. Основные параметры измерения, применяемые методы измерения, количественные характеристики приведены в табл. 1. Рекомендуемый перечень технических средств оснащения лаборатории приборного обследования представлен в приложении 3.


Таблица 1

№№

ПП

Объект контроля

Контролируемые параметры

Применяемые средства

Количественные характеристики

Источники энергопитания

метод измерения

Источник сигнала

приемник сигнала

мах. допу стим. пог.

Дискрет

источника сигнала

приемника

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Плановое положение исследуемых коммуникаций

а) Положение трассы

Э/магн. Индуктивн. или гальванич. Геодезическая съемка

ЛЭП, СКЗ 81017 81027 ТПК-1

ЭОПТР 0001÷04

81018

2Т-30

ЭОТ-200

±1 м

5; 10; 20 м согласно программе

Сеть 220 В. Аккумулят. батарея 12 В

КБСЛ - 2 шт Аккумул. батарея 12 В.

2.

Определение глубин залегания в линейной и подводной части. Контроль слоя грунта

а) Толщина слоя грунта

Зондир

 

ЭОПТР 1001

±5 см

5; 10; 20 м

 

 

б) Плотность грунта

Зондир.

 

"

 

 

 

 

в) Наличие посторонних предметов

Зондир.съемка

 

ПТУ

 

 

 

Бензо-электрич. агрегат

3.

Контроль состояния изоляции

Наличие сквозных повреждений

Измерение утечки тока

ГИС

УМГИС

ИМЛИ-3

±1 м

1÷2,5 м

Аккумул. батарея 12 В сеть 220 В

КБСЛ - 4 шт

4.

Состояние берегов и берегоукрепительных сооружений.

а) Рельеф берегоукрепительных сооружений

Промеры глубины

 

ЭОПТР 1001

±0,1 м

1÷5 м

 

 

б) Состояние берегоукрепительных сооружений

съемка

 

ПТУ

 

 

 

Бензоэлектрич. агрегат. 1 и Вт

5.

Общая гидрология русла в створе подводного перехода

а) Скорость и направление течения

Измер. по профилю

 

Мех. вертушки ГР-42

0,1 м/сек

Согласно программе

 

КБСЛ - 2 шт

б) Глубины водоема

Промеры по створу

 

ЭОПТР 1001 Эхолот "Вертикаль"

0,1 м

5; 10; 20 м согласно программе

 

А316 - 8 шт

в) Деформация берегов

Геодезическая съемка

 

2Т-30 ЭОТ-2000

КТД-1

0,5 м

 

 

Аккумулят. батарея 12 В.


Подготовительный этап

3.4. На данном этапе производится сбор и изучение имеющейся технической документации на подводные коммуникации (планы и профили перехода по каждой нитке обследуемого перехода и параллельных подземных и наземных коммуникаций, планы и гидрологические записки на участках реки в районе перехода, материалы исполнительных съемок, данные ранее выполненных обследований).

3.5. Сбор данных производится в проектных организациях, территориальных управлениях магистральными нефтепроводами, в территориальных управлениях Госкомгидромета и др.

3.6. Оформляется разрешение на производство работ.

3.7. На основании собранных материалов составляется смета на объем работ и согласовываются все материалы с заказчиком и другими заинтересованными организациями.

3.8. Непосредственно перед выездом на объект обследования необходимо на базе провести следующее:

разработать маршрут;

провести регламентные работы технических средств (метрологическая поверка, проверка автономного питания, при необходимости, зарядка аккумуляторов, смазка, замена изношенных деталей);

провести комплектацию диагностической лаборатории.

3.9. В полевых условиях подготовительные работы заключаются в следующем:

разворачивание приборов в полевых условиях;

герметизация разъемов телевизионных систем;

смазка, чистка приборов;

монтаж оборудования;

инструктаж по технике безопасности.

3.10. Приборы, используемые при обследовании, должны быть стандартные и иметь акты поверок, срок действия которых не истек на момент обследования.

Полевой этап

Рекогносцировка участка

3.11. При рекогносцировке ориентировочно устанавливается ширина зеркала водоема, определяется расположение всех промерных створов, расположение пунктов съемного обоснования, объем предстоящих работ, местоположение ранее заложенных реперов, а при их отсутствии выбирается местоположение новых, выбирается оптимальный режим выполнения работ.

3.12. При отсутствии на объекте реперов их следует установить.

Минимальное количество устанавливаемых реперов, должно соответствовать данным табл.2.

Таблица 2

ширина водоема, м

Минимальное количество реперов

1 нитка

2 нитки

3 нитки

4 нитки

более 4-х ниток

До 50

2

2

2

4

4

50-100

2

2

3

3

4

100-300

2

2

4

4

5

300-1000

4

4

5

6

6

1000-2000

4

4

6

6

6

более 2000

4

4

6

7

7

В высотном положении желательно привязку устанавливаемых реперов выполнить в Балтийской системе высот.

3.13. Определяются подъездные пути к берегу и задвижкам.

Разбивка промерных створов

3.14. Участок разбивки промерных створов выбирается в зависимости от категории участка реки и размеров границ съемки, количество промерных створов подсчитывается по формуле

,

где п - количество ниток перехода.

3.15. Точки закрепления промерных створов привязываются к точкам планово-высотного обоснования.

3.16. Основной створ должен совпадать со створом коммуникаций. Кроме основных створов, должны намечаться вспомогательные створы, располагаемые выше и ниже по течению от основных, а также между нитками перехода, если он многониточный;

вспомогательные створы служат только для определения рельефа дна;

створы закрепляются на берегах и на льду створными вехами, а на воде буйками. Расстояние между створами и расстояние между точками для установки вех и буйков принимаются в соответствии с табл.3.

Таблица 3

№№

ПП

Ширина по УВ для русла или УВВ для поймы, м

Расстояние между основными и вспомогательными створами, м

Расстояние (между створными вехами,) м

Расстояние между промерными точками по вспомогательному створу

I

до 100

25

5

15

2

100-1000

25

5-50

20

3

1000-2000

50

50-100

25

4

свыше 2000

60

100

60

3.17. Основной створ подводного перехода коммуникаций определяется на урезах при помощи трассоискателя, работающего на частоте 50 Гц, либо сигнала 10 кГц, наведенного индуктивным способом.

Топографо-геодезические работы

3.18. Топографическую съемку осуществляют при помощи геодезических приборов и инструментов. Масштаб и границы съемки определяют в зависимости от ширины водоема по табл.4.

Таблица 4

Ширина водоема

Масштаб съемки

Масштаб профиля

Высота сечения рельефа

Размеры границ съемки

гориз.

вертикальн.

в длину выше и ниже нитки м

в ширину от уреза, м

до 100

1:500

1:500

1:100

0,5

50

50

100-1000

1:1000

1:1000

1:100

0,5

50

50

1000-2000

1:2000

1:2000

1:200

1,0

100

50

свыше 2000

1: 5000

1:5000

1:200

2,0

100

50

 

 

 

1:100

 

 

 

Съемочное обоснование выполняется с обязательной привязкой к постоянным геодезическим знакам по материалам изысканий прошлых лет.

3.19. Русловую геодезическую съемку, выполняемую методом промеров глубины с координированием промерных точек с берега. Русловая съемка выполняется в створах ниток подводных переходов и по боковым дополнительным створам.

Береговую геодезическую съемку выполняют в том же масштабе, что и основную.

Измерение базисов выполняется только при установке или восстановлении реперов на подводных переходах. Измерение выполняется светодальномером, стальными лентами и рулетками.

Схема разбивки и закрепление на местности планово-высотного обоснования представлена на рис. 1.

Рис. 1

Определение планового и высотного положения обследуемых коммуникаций

3.20. Плановое положение ниток коммуникаций в береговой и пойменной частей должно определяться с помощью трассоискателя, работающего на частоте 50 Гц, либо сигнала 10 кГц, наведенного индуктивным способом с использованием универсального индикатора 1002 (рис.3) в комплекте с генераторами.

Устройство универсального индикатора 1002

1 - громкоговоритель; 2, 3 - стрелочный прибор; 4 - переключатель; 5 - индикатор для контроля направления питания 9 В; 6 - регулятор переключения режимов; 7 - светодиод - для визуальной индикации прикосновения антенны к металлическому предмету; 8 - кнопка для выбора коэффициента усиления; 9 - потенциометр для настройки рабочей чистоты приемника в режиме 10 кГц: Г10, Т11 - потенциометры, служащие для грубой и точной настройки частоты в режиме контроля металла; 12 - потенциометр регулировки усиления; 13, 14 - антенные входы; 15 - тумблер; 16 - розетка для подключения телефонов; К17 - кнопка для включения режима калибровки ИП - 8; 16 - зонд-антенна 4-х секционная, секции 2500 мм; 19 - винт; 20 - втулка; 21, 22 - электроды.

Рис. 3

3.21. Местоположение точки коммуникаций под водой определяется с помощью индуктивного или гальванического метода подачи испытательного сигнала, при этом гальванический метод подачи - сигнал используют в случае недостаточной мощности индуктивно наведенного сигнала и в режиме определения мест повреждения изоляции.

При определении планового положения зонд универсального индикатора 1002 перемещают в направлении, перпендикулярном трубопроводу (рис.2), рабочая антенна должна находиться в непосредственной близости к грунту. Технология работ по определению планового положения выполняется в соответствии с паспортными данными на индикатор.

Определение планово-высотного положения трубопровода, промер глубины дна реки

Рис. 2

3.22. В процессе определения высотного положения подводных коммуникаций зондом 100202 прощупывают грунт по поперечному профилю с целью определения категории грунта, изменения рельефа в районе трубы, толщины защитного слоя грунта.

3.23. Снятие поперечных профилей с промерами глубин производится по ниткам нефтепровода, кабеля связей и берегоукреплений. Количество точек по снятию поперечных профилей на трубопроводе и кабеле связи определяется согласно табл.5.

Таблица 5

Ширина водоема, м

Расстояние между изомерными точками

при определении планово-высотного положения коммуникации, м

при определении мест повреждения изоляции трубопровода, м

до 300

5

5

От 300-1000

10

5

Свыше 1000

20

5

3.24. Промеры глубин дна реки выполняются только по вспомогательным створам. Расстояние между промерными створами и точками выбирается в соответствии с табл.3.

3.25. Промеры глубины залегания подводных коммуникаций выполняют по основному створу. Отсчет расстояний от поверхности до подводной коммуникации проводят по разметке: зонд-антенна 100202.

Глубина залегания подводных коммуникаций под слоем грунта (толщина защитного слоя) определяется из соотношения:

 в случае контактного зондирования

 в случае безконтактного зондирования,

где  - толщина защитного слоя грунта;

Н - глубина по шкале 100202;

L - расстояние от поверхности дна до коммуникаций;

Д - диаметр трубы (для кабеля связи диаметром можно пренебречь).

3.26. Фиксация рабочего органа измерителя в точке промера осуществляется в соответствии с табл.6.

Таблица 6

Метод фиксации

Средства доставки

Средства фиксации, вспомог. средства

Средства измерения расстояния

Условия применения метода фиксации

1. С поверхности льда

Лыжи, сани

Ледобур

Лента мерная 20 м теодолит

Наличие в створе подводного перехода ледяного покрова толщиной не менее 10 см

2. Якорями

Моторная лодка, двигатель, понтон

Якорь 20 кг - 2 шт.

Теодолит

Интенсивное судоходство. Ширина зеркала водоема более 250 м

3. Тросовая перетяга

Весельная лодка, понтон

 

Размеченный трос

Ширина зеркала реки менее 250 м. Отсутствие судоходства

Определение мест повреждения изоляции

3.27. При определении мест повреждения изоляции используется подача сигнала 0,5 Гц гальванически на задвижку обследуемой трубы, добиваясь максимальной мощности сигнала в соответствии с техническим паспортом генератора испытательного сигнала.

3.28. Определение мест повреждения изоляции производится методом продольного (по коммуникациям) и вертикально-поперечного (в точках зондирования) градиента потенциала. Расстояние между промерными точками принимают в соответствии с табл.5. При показаниях индикатора характерных для участков с поврежденной изоляцией промеры по поперечному градиенту потенциала выполняются через 0,5-1 м.

3.29. При выявлении провисающих и оголенных участков, а также участков с нарушенной изоляцией может быть выполнен контроль толщины стенки трубы (рис.4).

Контроль толщины основного металла

Рис. 4

Инструментальное измерение скорости и направления течения

3.30. Инструментальное измерение скорости и направления течения на подводных переходах должно производиться по промерным вертикалям механической вертушкой ГР-42.

Количество промерных вертикалей должно соответствовать табл.7.

Таблица 7

Ширина водоема, м

До 20

От 20 до 100

От 100 до 300

300 600

600 1000

Свыше 1000

Количество промерных вертикалей

1

2

3

5

10

15

Обследование дна реки в створе перехода подводной и надводной частей берегоукрепления

3.31. Обследование дна реки в створе перехода должно быть выполнено для определения наличия посторонних предметов в створе перехода. Ширина полосы обследования вдоль подводной коммуникации составляет до 10 м. Подводная часть берегоукрепления обследуется по всей ширине.

3.32. Обследование дна реки в створе перехода и состояния берегоукрепления в подводной части выполняют при помощи телевизионной камеры и визуально.

Для обследования подводной части перехода и берегоукреплений телевизионная камера помещается в специальный заглубитель, позволяющий выполнять подводную съемку с поверхности, перемещая объектив в 3-х плоскостях.

Качественное телевизионное изображение подводной обстановки получают при условии видимости до 0,3 мг/л природных минеральных веществ.

В местах, где работы с заглубителем затруднены или невозможны, подводную телевизионную съемку осуществляет водолаз.

3.33. При обследовании состояния берегоукреплений, обращается внимание на следующие факторы:

состояние профиля откоса;

состояние одежды берега, ее целостность;

сдвиги отдельных плит камней и т.д.

Состояние материала покрытий (бетонные плиты, каменная отмостка).

Состояние дна перед сооружением, его понижение или нарастание, выпучивание грунта.

Состояние берега: оползни, посадки.

Состояние водоотвода.

Обследование в надводной части производится визуально, фотографированием в подводной части с использованием телекамеры.

Камеральный этап

3.34. В процессе выполнения камеральных работ по результатам приборного обследования составляется технический отчет, в который включаются следующие материалы:

схемы ходов планово-высотного обоснования (рис.1);

топографический план съемки;

продольные профили перехода;

продольные профили дна реки по вспомогательным створам (при необходимости);

акты сдачи на хранение установленных реперов;

акт приборного обследования технического состояния перехода (см. приложение 4);

пояснительная записка.

3.35. Пояснительная записка включает в себя следующие материалы:

общая часть;

местоположение подводного перехода;

описание технического состояния подводного перехода;

описание состояния берегоукрепительных сооружений;

заключение о состоянии подводного перехода.

3.36. Технический отчет направляется в 3-х экземплярах в УМН по принадлежности.

4. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

По всем профессиям и видам работ технологического процесса должны быть разработаны и утверждены главным инженером "Подрядчика" инструкции и положения по технике безопасности и пожарной опасности.

До начала работы рабочие, занятые обследованием, должны быть проинструктированы правильным и безопасным методам и приемам работ ответственным за их производство с обязательной записью об этом в "Журнале регистрации инструктажей на рабочем месте" согласно "Единой системе работ по созданию безопасных условий труда", а также разделов техники безопасности инструкций по эксплуатации машин, механизмов, приборов и специальных технических средств, используемых при обследовании.

При выполнении приборного обследования применяемые электроустановки напряжением свыше 12 В должны быть заземлены в соответствии с "ПУЭ 1".

Работа на реках

Все работающие на воде должны знать и уметь применять способы спасения утопающих и оказания первой помощи.

На месте производства работ должна быть походная аптечка, содержащая марлевый бинт, вату гидроскопическую, вату кровоостанавливающую, йодную настойку, эфиро-валериановые капли, нашатырный спирт и соду двууглекислую.

Во время работы с лодки и при ее движении находящиеся в лодке должны беспрекословно выполнять все распоряжения и команды старшего.

Запрещается пользоваться веслами при отталкивании от берега и передвижении по мелкому месту. Нельзя буксировать гребные лодки бортом моторной лодки.

Груз можно размещать как можно ниже и сосредотачивать на середине лодки; укладка груза на банки и выше них не разрешается. Не разрешается прыгать в лодку, а также становиться на борт.

Все работы с лодки должны производиться преимущественно сидя и без резких движений. Запрещается сидеть на досках, уложенных по бортам.

Категорически запрещается езда и производство работ на лодках при ветре свыше 4 баллов. Работа с речных катеров должна прекращаться при ветре свыше 5 баллов.

При работе на фарватере судоходной реки на лодке должен быть всегда дежурный рабочий, следящий за движением судов и имеющий наготове острый топор для того, чтобы быстро перерубить якорный канат, если в этом возникнет необходимость.

Производство работ и плавание на реках во время молевого сплава леса категорически запрещается. Приступать к работам можно по окончании сплава, когда по реке изредка проплывают отдельные бревна, причем производство работ в этих условиях разрешается только в светлое время суток и при скорости течения не более 1,5 м/сек. На всех людях, находящихся в лодке, должны быть надеты спасательные нагрудники. Кроме того, дежурный рабочий, вооруженный острым багром, обязан следить за движением бревен и отталкивать их.

Запрещается при скорости течения больше 1 м/сек плавать на лодке вдоль бона с верхней его стороны (по течению).

При отдаче якоря лодка должна быть направлена носом против течения.

При выполнении работ на судоходных реках с применением тросовых перетяг должна быть обеспечена безопасность судоходства (сигнальщики выше и ниже по течению), а также рабочий для экстренного опускания троса, согласно судовому надзору и участку пути (в письменной форме). При этом натяг троса производится приспособлением, гарантирующим быстрое затопление троса в случае необходимости. Для лучшей видимости трос в дневное время обозначается красными флажками. В перерывах между работами трос должен быть опущен на дно реки.

При работе с тросом передвижение лодки по нему должно производиться не непосредственно рукой, а петлей или крючком. Лодки к тросу должны крепиться при помощи надежных и простых в обращении карабинов, обеспечивающих в случае необходимости быстрое освобождение лодки от троса.

Запрещается подход лодки к тросу с верховой стороны при скорости более 0,3 м/сек, подход и удержание троса-перетяги производится только снизу по течению. Если лодка закреплена за трос в носовой части, то передвигаться по тросу разрешается только при наличии на корме рулевого. Передвигаться по тросу стоя в лодке и держаться за трос руками запрещается.

При производстве рейдовых работ на шлюпке должны быть сигналы: днем - красный флажок, ночью - якорный огонь.

Промерные работы

Промерные работы производят зонд-антенной. Зонд-антенна состоит из 4-х секций по 2500 мм каждая, на секции нанесена дециметровая шкала, порядок стыковки секций однозначный. Стыковка секций производится при помощи резьбового соединения на втулке и винте. На первой секции размещены электроды ИМПИ. Зонд не должен иметь трещин, неровностей и других изъянов, могущих повредить руки промерщика. Зонд следует забрасывать с верхнего (по течению) борта лодки, несколько вперед по ее движению с таким расчетом, чтобы взять отсчет глубины в тот момент, когда зонд встанет вертикально. Если зонд забрасывать с нижнего (по течению) борта, то лодка может наплыть на зонд и промерщик может оказаться выброшенным за борт. В том случае, если зонд прочно зацепится за какое-нибудь препятствие на дне реки, то следует немедленно отпустить его.

Промерять зондом с самоходных судов можно лишь на тихом ходу. На промерщике должен быть надет пожарный пояс, к карабину которого крепится короткая спасательная снасть, привязанная к рыму или стойке на палубе. При выполнении приборного обследования подводного перехода трубопровода и кабеля связи плавсредство должно быть обеспечено сигнальными флагами и спасательными средствами.

Работа со льда

Как правило работы со льда должны производиться в светлое время суток. При производстве работ в морозную погоду для обогревания работников необходимо устраивать специальные будки-тепляки.

На рабочей площадке на видном месте должны находиться спасательные лестницы, доски, багор, концы.

Спасательная лестница изготовляется из ели или сосны длиной 3-5 м, шириной 40 см, расстояние между перекладинами 40 см. К лестнице крепится бросательный конец длиной 25-30 м, выдерживающий нагрузку 180 кг.

Спасательная доска (еловая или сосновая) имеет длину 4-7 м, ширину 20 см и толщину 3-4 см. К одному концу доски крепится бросательный конец длиной 25-30 м, а к другому концу - петли для рук.

Вдоль доски натянуты и закреплены два конца, чтобы помочь пострадавшему влезть на доску.

Для долбления льда не разрешается применять простые ломы, а обязательно каленые пешни с хорошо подогнанными без заусениц деревянными рукоятками. На рукоятке допускается веревочная петля, которая надевается на руку.

Величина петли должна быть не менее 20-25 см, чтобы в случае необходимости ее легко можно было сбросить.

При долблении лунок при толщине льда 1 м и более работник, прорубающий лунку, должен быть привязан к надежному упору (например, к прочно вмороженному в лед толстому колу). Таким образом, чтобы это не стесняло его действия.

Предельной температурой, ниже которой не могут производиться работы на открытом воздухе без принятия дополнительных мер, является температура - 30 °С.

Передвижение людей и всех видов транспорта по льду должно немедленно прекращаться при образовании продольных или поперечных трещин шириной более 5 см или полыньи на расстоянии менее 10 м от дороги.

При первых признаках нарушения кристаллической структуры льда (появление столбчатой или зернистой структуры) движение по льду автомашин и тракторов запрещается.

Категорически воспрещается производство работ со льда при появлении трещин, при весенних или длительных оттепелях или после подвижек льда.

В случае провала под лед провалившийся должен, не теряя самообладания, прежде всего расставить широко руки, чтобы не уйти под лед с головой. Затем нужно лечь на живот или на спину и с раскинутыми руками медленно, осторожно отодвигаться (ползти) по льду до прихода помощи.

При подаче помощи провалившемуся спасающий должен приближаться к месту пролома только ползком, лежа (желательно на доске), привязанным к другим товарищам, находящимся на более прочном льду.

Провалившемуся следует подавать шесты, сучья, веревки, доски и т.п., чтобы он мог подтянуться и выбраться из пролома, после чего его подтянуть до безопасного места. Пострадавшему необходимо оказать медицинскую помощь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. РД 39-30-1066-84. Инструкция по обследованию технического состояния подводных переходов магистральных нефтепроводов, Уфа, 1984 г.

2. Р 391-80. Руководство по метрологическому обеспечению строительства подводных переходов магистральных трубопроводов.

3. ГОСТ 17.1.3.10-83. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами при транспортировании по трубопроводу. Изд-во Стандартов, 1982.

4. ГОСТ 12.3.012-77. Работы водолазные. Общие требования безопасности.

5. Единая система управления охраной труда и нефтяной промышленности. М., Недра, 1986.

Приложение 1

СОСТАВ РАБОТ ПО ЭТАПАМ

№№

ПП

Описание работ

Примечание

1

2

3

1

Подготовительный этап

 

1.1

Получение заявок на обследование подводных коммуникаций от заказчика

 

1.2.

Ознакомление с технической документацией на объект обследования

 

1.3.

Составление сметной документации и заключение договора с заказчиком.

 

1.4.

Разработка плана работ и маршрутов обследования подводных коммуникаций. Уточнение состояния подъезда к переходу

 

1.5

Подготовка технических средств, комплектующих диагностическую лабораторию

 

1.6

Получение разрешения от владельца коммуникаций на право выполнения работ

 

2.

Полевой этап

 

2.1.

Рекогносцировка участка

 

2.2.

Разгрузка оборудования, аппаратуры, подготовка ее к работе

 

2.3.

Создание планово-высотного обоснования, топографогеодезическая съемка береговых участков, определение планово-высотного положения коммуникаций на берегу

 

2.4.

Разбивка промерных створов и установка водомерного поста с привязкой их в планово-высотном отношении

 

2.5.

Устройство тросовой переправы по основным и вспомогательным створам

Выполняется на реках шириной до 250 м в летний период

2.6.

Бурение лунок во льду

Выполняется в зимний период

2.7.

Определение планово-высотного положения коммуникаций в русле реки

 

2.8.

Определение мест повреждения изоляции

 

2.9.

Обследование дна реки в створе перехода

 

2.10.

Обследование состояния берегоукрепительных сооружений

 

2.11.

Определение характеристик гидрологического режима реки

Выполняется утром и вечером

2.12.

Полевая проверка качества получаемого материала. Демонтаж оборудования и аппаратуры

 

3.

Камеральный этап

 

3.1.

Обработка полевых материалов

 

3.2.

Составление плана и профиля перехода с указанием в нем обнаруженных дефектов.

Составление акта технического обследования подводного перехода

 

3.3.

Анализ данных, получаемых при обследовании подводных переходов

 

3.4.

Составление пояснительной записки с рекомендациями по состоянию перехода

 

3.5.

Оформление исполнительной документации и отправка ее заказчику

 

Приложение 2

Рекомендуемый состав бригада приборного обследования

Наименование специальностей

Разряд

Кол-во

Совмещение специальности

Слесарь-ремонтник

VI

1

Водитель автомашины

Слесарь КИПиА

VI

1

Речной рабочий

Инженер-геодезист

-

1

Технолог

Инженер-электромеханик

 

1

Технолог

Слесарь КИПиА

V

1

Речной рабочий

Приложение 3

Рекомендуемый перечень технического оснащения при приборном обследовании

№№

ПП

Наименование

Ед. изм.

Кол-во

Примечание

1

2

3

4

5

1.

Грузовой автомобиль высокой проходимости, оборудованный кузовом

шт.

1

 

2.

Лодка "Ромашка-2"

"

1

 

3.

Комплект радиостанции

"

3

РСД-3

4.

Зарядное устройство к радиостанции РСД

"

3

 

5.

Комплект "Переправа"

"

1

 

6.

Комплект радиомонтажника

"

1

 

7.

Индикатор 1002

"

1

 

8.

Генератор для разыскивания трасс 81024

"

1

 

9.

Универсальный индикатор 81018

"

1

 

10.

Генератор 81017

"

1

 

11.

Прибор ГНС. УМ ГНС

"

1

 

12.

Телевизионная установка

"

1

 

13.

Зарядное устройство

"

1

 

14.

Прибор ИМПИ-3

"

1

 

15.

Эхолот "Вертикаль"

"

1

 

16.

Дефектоскоп Д1-4Т

"

1

 

17.

Зонд 100209, э/п 0301

"

1

 

18.

Теодолит Т-30, РH-3, ЭОТ-2000

"

1

КТД-1

19.

Нивелир НЗ-К

"

1

 

20.

Якорь

"

2

 

21.

Трос L - 250 с разметкой через 5 м

"

1

 

22.

Лента мерная, 20 м

"

1

ЛЗ-20, РК-50Л

23.

Акваланг АВМ-1M

"

2

 

24.

Гидрокостюм "Садко"

"

1

 

25.

Ласты, маска, грузы

"

1

 

26.

Двигатель подвесной "Салют"

"

1

 

27.

Микрокалькулятор МК-52

"

2

 

28.

Гидрологическая вертушка

"

1

ГРЕМ, ПУЗ

Приложение 4

АКТ
обследования технического состояния ППМН

от ГК                                                           до ГК

"____"____________19__г.

Мы, нижеподписавшиеся, т.е. _______________________________________________

(Ф.И.О, должность представителей

_________________________________________________________________________

УМН или РНУ, СУПЛАВ)

составили настоящий акт в нижеследующем:

В период с _________________ по ________________ было произведено приборное обследование подводного перехода _________________________________________

________________________________________________________________________

(наименование, диаметр, пикет)

1. Наличие реперов _______________________________________________________

(номера реперов, местоположение и отметки)

________________________________________________________________________

2. Сведения о переходе ____________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3. В результате обследования установлено:

3.1. Протяженность перехода по основной/резервной

нитке в м _______________________________________________________________

(км по трассе от ГК                                  до ГК + м)

3.2. Наличие и местоположение оголенных и провисших участков

в м _____________________________________________________________________

(длина от ГК до_______________________________________________________________

(км по трассе от ГК                                   до ГК + м)ГК + м)

3.3. Состояние изоляции __________________________________________________

ГК                                         длина, м

________________________________________________________________________

поврежденного участка

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

3.4. Состояние стенки трубы _______________________________________________

(толщина, мм

________________________________________________________________________

наличие и характер коррозии)

________________________________________________________________________

3.5. Состояние берегоукрепления ___________________________________________

________________________________________________________________________

(одежды берега, сдвиги отделочных плит камней, защитных

________________________________________________________________________

поясов, материала покрытий, дна перед сооружением, оползни,

________________________________________________________________________

откосы)

3.6. Состояние дна реки в створе перехода ___________________________________

(наличие посторонних

________________________________________________________________________

предметов)

3.7. Определение скорости и направление течения _____________________________

_________________________________________________________________________

(средняя скорость течения)

4. Обследование проводилось ______________________________________________

(дата, время года, температура

_________________________________________________________________________

воздуха, воды, средняя скорость течения)

5. Приложение. исполнительный план участка

исполнительный профиль створа

Должность                                               Ф.И.О.                                           Подписи:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения. 1

2. Цель и задача приборного обследования. 2

3. Организационная структура и состав работ приборного обследования. 2

4. Техника безопасности. 9

Список использованных источников. 11

Приложение 1 Состав работ по этапам.. 11

Приложение 2 Рекомендуемый состав бригада приборного обследования. 12

Приложение 3 Рекомендуемый перечень технического оснащения при приборном обследовании. 12

Приложение 4 Акт обследования технического состояния ППМН.. 14

 

Расположен в:

Вернуться в "Каталог СНиП"