РАГС - РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов







Рекомендации Рекомендации по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обработки составом на основе кремнийорганической жидкости 119-215.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

Государственный дорожный проектно-изыскательский и
научно-исследовательский институт
ГИПРОДОРНИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ЗАЩИТЕ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ ОТ
ПОВЕРХНОСТНЫХ РАЗРУШЕНИЙ ПУТЕМ ОБРАБОТКИ
СОСТАВОМ НА ОСНОВЕ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКОЙ
ЖИДКОСТИ 119-215

Утверждены

Минавтодором РСФСР

ГПТУ-1-9/289

от 06.05.87 г.

Москва 1987

Рекомендации по защите цементобетонных покрытий от поверхностных разрушений путем обработки составом на основе кремнийорганической жидкости 119-215/ Гипродорнии. - М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1987.

Один из способов борьбы с шелушением цементобетонного дорожного покрытия - это придание ему гидрофобных свойств. В СССР для гидрофобизации поверхности цементобетона нашли применение кремнийорганические продукты, такие как ГКЖ-10, ГКЖ-11, АСМР-3, жидкость 136-41.

Для приготовления рабочих растворов кремнийорганических гидрофобизаторов в основном используют органические жидкости (бензин, керосин, толуол и т.д.).

Наряду с указанными гидрофобизаторами в Рекомендациях предложено использовать также и кремнийорганическую жидкость 119-215 в виде водных эмульсий, применение которых позволяет отказаться от дорогостоящих растворителей, улучшить условия труда и снизить пожароопасность.

Изложены требования к жидкости 119-215, технология приготовления и нанесения водных рабочих составов, ориентировочные нормы расхода. Приведены основные требования по контролю качества и технике безопасности при выполнении работ по защитной обработке.

Рекомендации разработаны кандидатами техн. наук С.В. Гриневичем и Л.Б. Каменецким.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В Рекомендациях приведены методы борьбы с шелушением поверхностного слоя цементобетонного дорожного покрытия (на дорогах всех категорий), предусматривающие пропитку верхнего слоя бетона рабочим составом кремнийорганической жидкости 119-215 (ТУ 6-02-1-430-83).

Жидкость 119-215 хорошо растворяется в ароматических и хлорированных углеводородах, керосине. С водой не смешивается, но образует стабильные водные эмульсии. Коррозионно не активна, вредных паров и газов не выделяет. Указанный гидрофобизатор прозрачен и имеет окраску от бесцветного до коричневого, не токсичен, не взрыво- и пожароопасен. Выпускается в виде 100 % жидкости и в виде 50 % водной эмульсии.

Сырьем для производства жидкости 119-215 служат отходы от производства тринитрихлорсилана, фенилтрихлорсилана, а также металлургической промышленности.

Промышленный выпуск жидкости 119-215 освоен на Усольском и Чебоксарском химкомбинатах.

1.2. Нанесение рабочего состава жидкости 119-215 на поверхность цементобетона придает гидрофобные свойства поверхности пор и капилляров дорожного бетона, а следовательно, и повышение стойкости верхнего слоя дорожного бетона к комплексному воздействию климатических факторов и хлористых солей. Гидрофобизация верхнего слоя препятствует прониканию воды и растворов химических реагентов во внутренние слои бетона, повышая его морозо- и коррозийную стойкость.

1.3. При нанесении рабочего состава жидкости 119-215 происходит химическое взаимодействие реакционноспособных этоксигрупп с гидрокситом кальция бетона с образованием гидрофобной пленки на поверхности пор и капилляров цементобетона. При этом не происходит изменения структуры бетона, не нарушаются его паро- и воздухопроницаемость.

1.4. Гидрофобизация цементобетонного дорожного покрытия целесообразна для предупреждения шелушения или предотвращения развития его, если оно на момент обработки не превышает 10 мм.

1.5. Срок действия защитного эффекта зависит от погодно-климатических условий района и интенсивности движения. Необходимость повторной обработки определяют методами контроля.

1.6. Стоимость обработки 1 м2 покрытия жидкостью 119-215 составляет 0,04 - 0,05 руб.

Экономическая целесообразность обработки обусловлена увеличением срока службы покрытия до первого среднего ремонта.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЖИДКОСТИ 119-215, ПРАВИЛА ЕЕ ХРАНЕНИЯ И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЗАЩИТНЫЕ СОСТАВЫ

2.1. Рекомендуемая для приготовления защитного состава жидкость 119-215 должна удовлетворять ТУ 6-02-1-430-83.

2.2. Поставку жидкости 119-215 производят потребителю в стеклянных бутылях 20882-75. Хранить ее необходимо на складах изготовителя-потребителя вдали от отопительных приборов, в местах, защищенных от действия прямых солнечных лучей. Гарантийный срок хранения жидкости 119-215 с момента изготовления - 2 года.

2.3. Для поверхностной обработки цементобетонного дорожного покрытия следует использовать 10 % водные эмульсии жидкости 119-215. Расход рабочего состава составляет 150 - 200 г/м2.

2.4. Для ускорения процесса полимеризации и образования гидрофобной пленки необходимо в рабочие составы добавлять щелочные компоненты. В качестве щелочного компонента может быть применена чистая щелочь, жидкости ГКЖ-10, ГКЖ-11 (МРТУ 6-02-696-76), а также щелочные отходы промышленности, которые не вызывают коррозию бетона. Количество щелочного компонента должно составлять 0,5 % от массы жидкости 119-215 (в пересчете на чистую NaOH). На данный момент изучено влияние чистой щелочи и жидкостей ГКЖ-10 и ГКЖ-11 на ускорение процессов образования защитной гидрофобной пленки, которые рекомендуют вводить в рабочие составы жидкости 119-215.

2.5. Если потребитель получает 50 % водную эмульсию жидкости 119-215, то для получения рабочего состава ее необходимо разбавить водой до 10 % рабочей концентрации и добавить 0,5 % чистой щелочи (или ГКЖ-10, ГКЖ-11 в пересчете на чистую щелочь).

В случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215 для получения кратковременной, нестабильной эмульсии, необходимо приготовить 2 % водный раствор сольвара (ГОСТ 10779-78) или желатины, прибавить щелочь, а затем вводить жидкость 119-215 и осуществлять перемешивание.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

3.1. Обработку поверхности цементобетонного покрытия проводят в сухую безветренную погоду при температуре воздуха не ниже +10 °С.

3.2. Рабочую площадку для временного размещения материалов и приготовления водных эмульсий выбирают с учетом максимального приближения к месту производства работ.

3.3. Для нанесения рабочего состава жидкости 119-215 на бетонную поверхность необходимо приготовить водную эмульсию 10 % концентрации. Приготовление водной эмульсии зависит от товарного вида поступающей жидкости 119-215.

3.4. Если жидкость 119-215 поступает в виде 50 % водной эмульсии, то доставленную на место проведения работ эмульсию заливают в расходный бак распределителя и разбавляют водой до 10 % концентрации. Для этого необходимо к одной части 50 % эмульсии добавить при непрерывном перемешивании четыре части воды. Затем добавить щелочи из расчета 0,5 % (по сухому веществу NaOH) и тщательно перемешать. Перемешивание можно производить механическим способом или барботированием.

3.5. В том случае, когда поступает 100 % жидкость 119-215, предварительно приготавливают 2 % раствор сольвара или желатина в воде. Для этого в специальной емкости компонент заливают водой (в количестве 2 % от массы воды) и оставляют на 24 ч набухать. После этого, при нагреве 60 - 70 °С, производят перемешивание до полного растворения сольвара или желатина. К полученному раствору при постоянном перемешивании добавляют жидкость 119-215 (для получения 10 % концентрации) и щелочь в количестве 0,5 % от массы жидкости 119-215 в пересчете на NaOH.

3.6. Для проведения поверхностной обработки необходимо подготовить цементобетонное покрытие, так как эффективность обработки будет достигнута при нанесении пропитывающих составов на сухой и чистый бетон. Подготовку поверхности покрытия следует производить следующим образом: сначала поверхность очистить от пыли и мусора щетками машины КДМ-130, а затем промыть поливомоечной машиной ПМ-130.

Обработку дорожного покрытия рабочим составом жидкости 119-215 необходимо выполнять после полного высыхания воды с поверхности дорожного покрытия.

3.7. Работы на больших площадях целесообразно выполнять с применением разметочной машины ДЭ-18. Допускается использование поливомоечной машины ПМ-130 со специальными распределительными устройствами.

Распределительное устройство для разметочной машины ДЭ-18 представляет собой две форсунки, закрепленные сзади машины на раме. Все элементы устройства должны выдерживать давление жидкости до 7-9,81 × 104 Па. Резиновые шланги надо подбирать для работы под давлением не менее 7-9,81 × 104 Па. Ширину захвата пропитки за один проход выдерживать 2 - 2,5 м.

Распределительное устройство для поливомоечной машины ПМ-130 изготовлено в виде трубы с патрубками. Все элементы устройства и шланги также должны выдерживать давление 7-9,81 × 104 Па. При установке трубы следует обратить внимание, чтобы оси отверстий патрубков, диаметром 1,5 - 2 мм были расположены под углом 10 - 15° к поверхности покрытия. Ширина захвата за один проход составляет 3,5 - 4 м.

3.8. Для нанесения рабочего состава на площади до 1000 м2 рекомендуется применять стандартное оборудование для малярных работ: окрасочные агрегаты типа 0-27, 0-30, красконагнетательные бачки типа 0-15, 0-20, ИБ-16, пистолеты-распылители типа КР-10, КР-20 и т.п.

3.9. Приготовленный в емкости машины состав, не израсходованный в течение 3 - 4 ч, должен быть повторно перемешан перед нанесением его на поверхность.

3.10. Равномерное нанесение рабочего состава жидкости 119-215 сплошным слоем возможно обеспечить при движении машины ПМ-130 со скоростью 15 - 20 км/ч за один проход.

3.11. Движение на обработанном участке следует открывать не ранее, чем через 5 ч. В течение первых суток после розлива жидкости 119-215, скорость движения необходимо ограничить до 40 км/ч.

4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАБОТКИ ПОКРЫТИЙ

4.1. В процессе производства работ по нанесению рабочего состава жидкости 119-215 на покрытие следует контролировать:

расход рабочего состава;

качество обработанного покрытия.

4.2. Применяемые материалы, а также условия их хранения должны соответствовать ГОСТ или ТУ.

4.3. Нанесение состава должно проводиться равномерно по всей поверхности. Проверку расхода рабочего состава жидкости 119-215 определяют визуально по сплошности розлива, по расходу на 1 м2 поверхности и по скорости впитывания раствора.

4.4. Контроль качества защитного слоя обработанного цементобетона проводят спустя 2 - 3 сут после обработки, опрыскивая поверхность водой. Если вода не впитывается, а бетон не увлажняется (не темнеет), гидрофобную обработку следует считать удовлетворительной.

Глубина пропитки цементобетонного дорожного покрытия определяется на взятых кернах. Для этого на продольный разрез керна наносят капли воды и по впитыванию их в бетон определяют глубину пропитки (она должна быть не менее 2 мм).

Контроль эффективности защиты осуществляют при помощи 10 % раствора соляной кислоты, наносимой на покрытие, подвергнутое пропитке. Отсутствие взаимодействия кислоты с цементным камнем (последнее на необработанном бетоне проявляется в виде вспенивания раствора) говорит о высоком качестве полученной защиты.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

5.1. К работам по повышению долговечности цементобетонных дорожных покрытий с применением жидкости 119-215 допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, а также обучение и инструктаж по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.004-79 «Организация обучения работающих безопасности труда. Общие положения».

5.2. Лица, привлеченные к эксплуатации дорожных машин и компрессорного оборудования, используемых при указанных в п. 1 работах, должны иметь удостоверение на право работы на них.

5.3. Все работающие должны пользоваться средствами индивидуальной защиты, предусмотренными действующими нормами и по защитным свойствам соответствующими виду и условиям работ, а также применяемым материалам.

Лицам, занятым на работах по приготовлению состава с жидкостью 119-215 и нанесению этих составов на обрабатываемые поверхности с помощью ручных распылителей, следует пользоваться средствами индивидуальной защиты от влаги. Например, костюмами по ГОСТ 12.4.038-78 (мужской), ГОСТ 12.4.039-78 (женский), сапогами по ГОСТ 5375-79, резиновыми перчатками по ГОСТ 20010-74, а также другими средствами, аналогичными по своим защитным свойствам. На работах, где возможно попадание жидкости 119-215 на глаза, следует пользоваться защитными очками закрытого типа. При попадании жидкости на кожу человека ее следует смыть водой с мылом.

5.4. Учитывая горючие свойства жидкости 119-215, при работе с ней должны соблюдаться следующие требования (в соответствии с ТУ 6-02-1-430-83):

жидкость 119-215 должна храниться в специально отведенных пожаробезопасных местах, вдали от отопительных приборов и защищенных от действия солнечных лучей; на местах производства работ с жидкостью 119-215 или ее составами должны находиться такие средства пожаротушения, как песок, асбестовые одеяла, огнетушители ОУ-2, а также аптечки для оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим.

Все работающие должны знать о местах размещения средств пожаротушения и аптечек и уметь ими пользоваться.

5.5. При выполнении процесса распределения гидрофобизирующей жидкости на проезжей части дороги место работ должно ограждаться в соответствии с требованиями ВСН 179-84 «Инструкция по организации движения и ограждению места производства дорожных работ».

5.6. Используемые в этом процессе пневматические (окрасочные) аппараты и шланги, работающие под давлением, следует до начала применения проверить на исправность и испытать на давление, превышающее рабочее в 1,5 раза.

5.7. Перед началом работ следует проконтролировать надежность и герметичность соединений распределительных устройств, подсоединяемых к машинам, или различных узлов, используемых при нанесении гидрофобизирующей жидкости.

5.8. Манометры на применяемом оборудовании должны быть опломбированы, иметь отметку о проверочных испытаниях. На шкале манометра должна быть красная отметка у цифры наивысшего допустимого рабочего движения.

5.9. При использовании в качестве питателя окрасочных агрегатов передвижных компрессорных установок необходимо соблюдать требования безопасной эксплуатации их, предусмотренные в техническом паспорте данной установки, а также в гл. 15 Правил техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог Минавтодора РСФСР, утвержденных 25.02.77.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Вернуться в "Каталог СНиП"